Больше рецензий

18 марта 2024 г. 21:09

150

5 Прошлое тяжело смещается в нем, словно оползень

— Нет, нет и нет, на этот раз ваш протестантский художник сел в лужу. Вас невозможно представить одного, Кремюэль, вы всегда среди людей, изучаете лица, словно собираетесь их рисовать. Вы заставляете окружающих думать не «как он выглядит?», а «как выгляжу я?» — Шапюи отворачивается, делает оборот на месте, словно таким способом хочет поймать сходство. — Впрочем, взглянув на портрет, не всякий посмеет стать у вас на пути. И в этом смысле портрет удался.

Пишут, что во время работы над этой книгой Хилари Мантел завела целую картотеку со своими персонажами, в которой помечала, кто в какую дату где находился. "Вы не можете поместить герцога Саффолк в Лондон, если в этот момент он должен быть где-то в другом месте". Мои уважения!

Персонажей премного. Все эти сэры, герцоги, Саффолки, Норфолки, Болейны, бесконечные Томы и Томасы ("половину мужчин в Англии зовут Томасами") постоянно перемещаются и вступают в диалоги друг с другом. Уследить за ними, однако, довольно просто, и они сразу приобретают свое "лицо", не путаются. Для такой объемной книги это достоинство. Вообще тут очень много характеров, даже те, кто появляются на пару страниц, чем-то да запомнятся.

Тут в рецензиях ругали язык Мантел, мол, Кромвель обозначается скромным "он" и не всегда удается разобрать, какой это именно "он", а диалоги скучные. Допускаю, что это вопрос восприятия, но именно такой язык, как в "Волчьем зале", кажется мне, ммм, не вершиной, но, наверное, основой хорошего вкуса. Ничего лишнего, приятная чистота "он сказал - она сказала", и все эмоциональные моменты _показаны_, а не _рассказаны_. Нигде не написано "Кромвель харизматичный и умеет помнить добро", но сквозь текст это проступает. В то же время язык очень образный, когда надо - метафора будет одна, зато какая.

Вроде всем известная история, но интрига какая-то тянет за собой. Кажется, что будущее еще неизвестно. Битва умов с Томасом Мором под конец это просто вау.

Только я закрыла последнюю страницу "Волчьего зала", как побежала искать "Введите обвиняемых". Ну, как страницу - скорее, это был аудиофайл, потому что книгу я слушала в исполнении Павла Конышева. Очень здорово, у каждого Тома и Томаса появляется свой неповторимый голос.