Больше рецензий

18 марта 2024 г. 13:58

192

«Песнь о нибелунгах» - вещь эпическая, классическая и прочно укоренившаяся в истории. И как будто бы о литературных памятниках принято либо хорошо, либо никак. Если ты скажешь, что тебе не понравилось какое-то значимое для истории произведение, то на тебя обязательно налетят с комментариями «Да посмотри, какой год», «Да весь жанр с этого автора начался», «Да вы этому произведению всем обязаны» и прочая. И для меня такие «памятники» делятся на два лагеря. Одни интересно и приятно читать и столетия спустя без скидок на уважение к возрасту, а другие как Ленин в каждом городе. Просто стоит знать, где он находится, потому что все местные ориентируют тебя по нему. К чему же в итоге отнеслась «Песнь о нибелунгах»?

За всю жизнь я чистосердечно умудрилась увернуться и от опер, и от экранизаций, и от каких-либо еще форм, если они существуют. Поэтому очень смутно представляла, что меня ждет, основываясь только на названии. И вот тут я очень жестоко промахнулась, потому что нибелунгов ждала, а вот «песнь» почему-то проигнорировала, что не очень умно, когда ты терпеть не можешь стихотворную форму. А нибелунги в тексте... упоминались, только в контексте «в предыдущей серии». Я вообще всю жизнь думала, что это эпическое фэнтези, а не средневековый «Великолепный век». И все это в стихах со сбоящим иногда ритмом. Если бы воспринимала на слух, слушала бы это в аудио, потому что читать очень больно, особенно, когда привык к высокой скорости чтения прозы.

Но, как говорили классики: «Ваши ожидания – это ваши проблемы». Поэтому читаем, страдаем и ищем, что же сможет зацепить. Потому что, если совсем уж честно, очень много океанов налито в пространственных рассказах о сборах да описаниях богатств. Если взять версию сами-знаете-откуда, то там вообще много забавных сносок типа «опять долгие эпические сборы». Выкинь одни только описания одежд, уже на треть сократится текст. Но на такое пойти нельзя, иначе чем меряться героям, когда они ездят с королевскими визитами.

Сюжет, на самом деле, можно в кратком изложении прочитать в википедии, потому что если отбросить всю эпичность, то каждая авентюра и правда укладывается в пару-тройку предложений. И он совсем не о нибелунгах. И даже не о Зигфриде, как можно было бы подумать вначале. Остается, что он как будто бы о Кримхильде и вселенских несправедливости и дурости. Герои в целом принимают решения, как будто завтра не существует. Брюнхильде врут о Зигфриде-вассале, хотя я не понимаю, как вообще планировали скрывать, что это не так. Зигфрид подгоняет жене личные вещи Брюнхильды да еще и рассказывает все, что тоже удивительная конспирация. Кримхильда, гениальная женщина, рассказывает, как убить ее мужа, не может его честно предупредить, когда осознает косяк, а потом-таки что делает? Остается жить с убийцами мужа и женщиной, которая к этому и привела. А эти братья, которые на голубом глазу возмущаются, что разве ж они могут действовать против интересов сестры, как будто не они и мужа ее убили, и клад им подаренный отжали. Но если бы все были умными, то исторические сюжеты и/или художественные произведения и не случались бы, верно?

И, может быть, мне показалось, но как будто бы во второй части тон произведения по отношению к Кримхильде сменился на осуждающий. Коварная женщина планирует смерть прославленных героев, не дает всем хорошо и спокойно жить, а потому умирает как главное зло. И как-то отходит на дальний план, что у нее все основания есть для мести. Не замечали, кстати, что это какое-то любимое действие средневековых женщин – запереть где-то недругов и сжечь от греха подальше? Если закопаться в какие-нибудь теории, там наверняка будет версия, что автору «Песни о нибелунгах» просто понравилась месть вдовствующей Ольги, потому она художественно приписалась и вдовствующей Кримхильде. В любом случае, я надеялась, что у нее все получится и продолжит наконец-то жить счастливо с новым мужем. Но нет, показалось. Все зло ведь, оказалось от женщин. Хотя, вообще-то, сколько героев поэмы осталось бы в живых, если бы один Гунтер не пытался бы любой ценой получить женщину, которой недостоин. Но если посмотреть в какие-то литературные разборы, то винят во всем тщеславную Кримхильду, которая, на секундочку, просто не согласилась с оскорблениями Брюнхильды, принижающей ее и мужа до вассалов, должных ей подчиняться. Подозреваю, что виновата она просто потому, что не того пола родилась. Вот если бы была мужчиной, то там и ложь, и подлое убийство зятя не бесчестье, а так, событие в летописи. Было бы из-за чего разводить.

Так вот, какой «Песнь о нибелунгах» памятник? Тот, с которым стоит один раз ознакомиться для культурного образования как с исторически значимой вещью, но иметь ввиду, что это не про художественную ценность.