Больше рецензий

17 марта 2024 г. 21:00

78

4.5 Спойлер Что вы сделали, господа!

Никогда не рассматривал Чапека как писателя, с творчеством которого нужно обязательно познакомиться, но роман в корне изменил моё отношение к автору. Слишком много действительно страшных вещей он продумал и предсказал на страницах своего рассуждения о будущем человечества.

Роман начинается как приключенческая история. Острова в океане, жемчужины, наивный мечтатель Ван Тох, золотая молодёжь на яхте и т.д. Всё это написано достаточно бедным языком и с литературной точки зрения не представляет почти никакого интереса, но картина меняется, когда в повествование вплетаются большие деньги и большие возможности. Тем не менее и в первой части есть прекрасные моменты, достойные мирового фонда капиталистических цитат:

Они запросили, - метис заколебался, - двести рупий. Но этого, пожалуй, многовато. Предложите им пять.

Или просто грустной правды жизни:

Профессор Петров высказал свои сомнения насчёт эльберфельдских лошадей, которые якобы умели не только считать, но даже возводить в степень и извлекать корни; ведь даже средний образованный человек не умеет извлекать корни, заметил учёный.

А дальше в дело вступают законы больших денег и причудливые существа из экзотической диковинки превращаются в прибыльную бизнес-идею. Много саламандр, больше саламандр, ещё больше, давайте продавать их, сдавать в аренду и т.д. Максимально подробно разобранный процесс размножения даёт внимательному читателю первые сомнения в том, что ситуация под контролем. И вот через некоторое время рабочая сила становится угрозой, превращая выгоду от возможностей в вопрос «что делать?», в тени которого стоит другой вопрос – «кто виноват?».

Вообще, если бы не очевидные архаизмы, можно было предположить, что книга написана «условно вчера». Потому что многое из того, что Чапек показывает в романе, с некоторыми оговорками применимо к геополитическим процессам последних ста лет.

Самой грустной для меня находкой книги конечно же стал Basic English. Я всегда считал, что новояз Оруэлла – одна из самых сильных и страшных концепций в литературе 20 века, а оказалось, что он не придумал его, а скорее популяризовал идею Чапека. Не хочу приуменьшать роль Оруэлла в этом вопросе, но всё же первое не равно второму.

Очень понравилось, как в фигуре пана Повондры воплощены попытки маленьких людей придать значимость своим решениям. Ну и показное спокойствие, что отсутствие выхода к морю позволит им чувствовать себя в относительной безопасности. Эти моменты показаны очень тонко и грамотно.

А вообще глобальная суть того, что сказал Чапек в этом произведении для меня заключается в размышлениях после проигранной шахматной партии:

Эту партию я проиграл. Меня вдруг охватило такое чувство, будто каждый ход на шахматной доске не нов и был уже когда-то кем-то сыгран. Быть может, и история наша была уже кем-то разыграна, а мы просто переставляем свои фигуры, делая те же ходы, и стремимся к тем же поражениям, какие уже были когда-то.

Это очень сильная мысль, над которой я в ходе прочтения думал больше всего. В ней для меня вся суть колеса истории.

Вторая большая идея заключается в попытке вырваться из этого колеса, анализируя последствия гегемонии саламандр:

Думаете, они настолько безумны, чтобы пощадить тогда человека? Думаете, они повторят историческую ошибку человека, который испокон веков ошибался, порабощая побежденные нации и классы, вместо того чтобы их истреблять?

Уроки истории хоть и учатся плохо, но ситуация в мире действительно постепенно приходит к этой ужасной парадигме. Я, к сожалению, убеждён, что ни социальные институты, ни религия не спасёт человечество от того, что рано или поздно эта парадигма станет главенствующей в отношениях между народами.

Хотелось бы закончить всё на этой красивой ноте, но есть ещё две сильные цитаты. Первая о том, что массам в целом всё равно, кто сверху:

— Значит, люди будут служить саламандрам.
— Да, если хочешь, назови это так. Они просто будут работать на фабриках и заводах, как и сейчас. У них только переменятся хозяева.

И это тоже очень важная мысль, потому что, когда человек живёт двумя нижними потребностями пирамиды Маслоу, ему не настолько важно кто сверху. Важно кто даёт средства к относительно нормальному существованию.

Ну и финалочка. То, что напрашивалось в ходе всей книги:

… Знаешь, кто ссужает саламандр деньгами, кто финансирует Конец Света, весь этот новый всемирный потоп?
— Знаю. Все промышленные предприятия. Все банки. Все правительства.
— То-то же. Были бы только саламандры против людей – тогда ещё, наверное, что-нибудь можно было бы сделать; но люди против людей – этого, брат, не остановишь.

Суть всех бед в природе людей. Рано или поздно человечество пожрёт само себя и прекрасно справится с этим без всяких внешних угроз.

Однако, насколько хорош Чапек в анализе и понимании причин, настолько же он плох в предложении решений. На мой взгляд, литература вообще заканчивается в тот момент, когда за постановкой проблемы начинается предложение решений, потому что с первым она справляется намного лучше, чем со вторым.

Так и здесь. Чапек предлагает осознать угрозу и прекратить взаимодействовать с саламандрами полностью. Но так не работает. В какой-то момент запущенные процессы невозможно остановить, а если попытаться, эта остановка не принесёт ничего полезного. Благородный дон Румата что-то знает об этом.

Роман прочитан для книжного клуба Москвалогии.