Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

17 марта 2024 г. 20:30

715

5 Попытка объять необъятное

Странно, что на данную книгу нет отзывов, хотя ее определенно стоит рекламировать. Автор проделал огромную работу, вместив в данный 600-страничный кирпичик такой объём данных, что библиография напечатана на более чем 10 страницах, а примечания в моей электронной версии заняли 15% от всего текста.

Если для читателя это первое погружение в тему женских движений конца XIX -начала XX века, то можно буквально потонуть в именах, событиях, новой информации, так что не успеваешь выписывать цитаты на память (что скоро теряет всякий смысл, потому что лично у меня получилось более 100 страниц цитат, даже чтобы их перечитать –уже надо выделить отдельный вечер) В целом эта книга своего рода путеводитель, краткое описание тенденций, признаков прошлой эпохи и имен выдающихся женщин, которое позволяет получить общее представление о развитии феминизма в России, о том, каким был женский вклад в Первую мировую войну, в Революцию, рассказ о том, что большевизм предлагал и сделал для эмансипации женщин.

цитаты

Участие женщин в политической жизни страны в послереволюционные годы можно разделить на два этапа. В течение первого (приблизительно 1917–1923 гг.) небольшая, но заметная группа женщин занимала ответственное положение во время Гражданской войны и сразу же после нее. Второй этап начался после 1923–1925 гг., когда среди большевичек не осталось хотя бы сколько-нибудь выдающихся личностей.
С того времени женщины лишились властных позиций, престижа и общественной значимости, однако именно тогда женщины из самых низких социальных страт начали, хотя и ограниченно, участвовать в политической жизни. А умеренное количество женщин надолго вошло в среднее звено политической и административной власти. «Главные» большевички несомненно были менее заметны в любом списке ведущих представителей партии большевиков, нежели мужчины. Однако среди них были те, кто выделялся среди остальных большевичек своей политической работой, известностью или тем и другим — Стасова, Арманд, Балабанова, Коллонтай и Крупская. Все они родились в период с 1869 по 1878 г., и все с конца века имели партийные билеты, хотя на звание старых большевичек могли претендовать только Крупская и Стасова.

Советам никогда не удавалось соединить образовательное и экономическое равенство полов с политическим равноправием на каком бы то ни было уровне. Прекрасный пример тому — роль женщин в коммунистической партии. До Октябрьской революции в высшие партийные структуры входили лишь три женщины. В 1912 г. Стасова стала кандидатом в члены Центрального Комитета. В августе 1917 г. она была переизбрана вместе с Яковлевой. В это же время Коллонтай становится первой женщиной — полноправным членом ЦК, однако в начале следующего года она выходит из Комитета. С 1918 г. и до смерти Ленина в 1924 г. в центральных органах власти (ЦК, Оргбюро, Политбюро, Секретариат) не было ни одной женщины, за исключением Стасовой, которая в 1918–1919 гг. заседала в Центральном Комитете. В 1924–1939 гг. членами ЦК были всего лишь четыре женщины: руководительницы Женотдела Николаева (три раза) и Артюхина (дважды), Крупская (три раза) и бывшая ткачиха Анна Калугина (один раз). Типичные соотношения мужчин и женщин в ЦК — 1:50, 1:63, 1:70 и 1:71. Артюхина также несколько раз заседала в Оргбюро и была кандидатом в секретари. До 1956 г. в высших политических органах власти — Политбюро и Президиуме — не было ни одной женщины

К 1930-м гг. женщины занимали около 1/6 административных постов; некоторые поднимались и выше. До 1939 г. количество делегаток партийных съездов никогда не превышало 10 % от общего числа. В 1930-е гг. наблюдался даже некоторый спад числа женщин на ответственных партийных постах. Рядовой состав партии также оставался преимущественно мужским. В 1924 г., после семи лет советской власти, в партии было всего лишь 8,2 % женщин. К 1932 г. эта цифра удвоилась, но последующий прирост был уже незначительным. Даже после кровавых событий 1936–1945 гг., сокративших мужское население на 10 %, женщин в партии было 17 % — на один процент больше, чем в 1932 г.

В большей степени, нежели в партии женщины были заметны в управлении.

Иностранные наблюдатели отмечали, что в 1920-х гг. женщины были более заметны в ЧК, чем в других государственных органах, хотя и здесь они зачастую являлись рядовыми сотрудниками.

Рост числа женщин в местных и региональных Советах (не говоря уже о высших уровнях) шел чрезвычайно медленно. К 1926 г. в городских Советах женщины составляли 18 % от общего числа депутатов, а в сельских — 9 %. Пройдет
много времени прежде чем этот показатель поднимется до 40 % в 1950-х

Длительное время огромное количество женщин были исключены из политического процесса, а когда их избирали в органы власти, то они оставались пассивными. Тем не менее режим продолжал упорствовать в своих попытках вовлечь женщин в политику. Из года в год эта тема повторялась в резолюциях съездов Советов и Совнаркома, а также в ленинских выступлениях. В 1930-х гг. партия вновь обратились к завету Чернышевского о том, что «палку должно много перегнуть на другую сторону», применив его к государственным делам. В это же время была принята политика быстрого и намеренного продвижения женщин в систему управления. В новом советском лексиконе появилось понятие «выдвиженка» — современно мыслящая, деловая администраторша, выдвинувшаяся из безвестной части рабочего класса

Однако неравенство сохранялось не только в государственном аппарате, но и в других структурах власти. В профсоюзах количество женщин в 1913 г. колебалось от 5 до 17 %, а к 1922 г. их число возросло лишь до 22,2 %. Для того чтобы сформировалось более естественное соотношение (50:50) потребовалось 40 лет. В руководящих профсоюзных органах количество женщин было и осталось значительно меньшим. Похожая ситуация наблюдалась в промышленности, образовании и других общественных институтах. Модель, созданная в первые пятнадцать лет советской власти, — мужчина на руководящих ролях, женщина на подчиненных — сохранилась вплоть до сегодняшних дней, несмотря на то, что постоянно наблюдался устойчивый рост численности женщин в органах власти

Для лидеров большевиков было само собой разумеющимся, что «пролетарское женское движение» продолжится и после революции; кроме того, это было необходимо и самому революционному движению. В 1921 г. Коллонтай, оглядываясь назад, говорила о взлелеянной в душах огромной массы женщин враждебности по отношению к новому режиму, об их опасениях, что он полностью уничтожит семью, провозгласит «бессердечное» отчуждение детей от родителей и разрушит церковь. Уже в 1918 г. она осознавала опасность разочарования женщин в новом строе, а также необходимость проведения среди них терпеливой, с расчетом на будущее, работы.

Хотя у Ленина в первые годы советской власти было мало времени, чтобы сформулировать свое мнение по данному вопросу, он тем не менее полностью соглашался с Коллонтай, Арманд и другими, говорившими о необходимости активного освобождения русских женщин, как в правовой сфере, так и в самой жизни. Таким образом, официальная, законодательная эмансипация (единственная, обычно отмечаемая историками) получила значение социальной революции снизу. Таков был истинный исторический контекст возникновения Женотдела

С 1848 по 1920 г. феминистское движение Западной Европы и Америки краеугольным камнем эмансипации считало право голоса. После его достижения ни одно феминистское движение на Западе, вплоть до недавних лет, не предпринимало каких-либо дальнейших шагов по реализации программы экономического или сексуального освобождения, и в еще меньшей степени оно принимало участие в массовом движении за освобождение работниц или национальных меньшинств. «Феминизм» большевиков пересмотрел повестку дня западного феминизма. Для последнего политическая эмансипация являлась конечной целью, а для первого — это было лишь началом.

Деятельность Женотделов была крайне разнообразной — попечительство над детьми и сиротами, школьная служба и инспекция, распределение продуктов питания, надзор за жилищным строительством, профилактическое лечение и общественное здравоохранение, кампании по борьбе с проституцией, военная служба, образование, законодательство, рекомендация на вакантные должности, создание службы быта, а также массовая пропаганда в поддержку любого начинания партии. Некоторые из этих видов работ повторяют методы деятельности либеральных феминисток. Однако Женотдел обладал лучшими ресурсами как партийное подразделение и способствовал высвобождению женского потенциала в наиболее отсталых и удаленных сообществах советских женщин. Осуществляя эту функцию, женотделы служили не только делу освобождения женщин, но и режиму в целом, так как помогали создавать резервы обученных и политически сознательных трудящихся.

свернуть

Причем про события после 1917 весьма немного информации, видно, что автор сосредоточился больше на дореволюционной эпохе, а период жизни женщин в СССР идет скорее довеском, хотя можно узнать и про Женотдел, о том, какие нововведения появились после гражданской войны, о том, как менялось законодательство в отношении браков, разводов и абортов в 30-х. Но все же автора больше занимают не бытовые подробности и экономические предпосылки тех или иных событий, а общие настроения в обществе, мораль, сексуальная революция, высказывания Коллонтай о «бескрылом Эросе».

цитаты

Изредка социалисты задавались вопросом, оправданны ли беспорядочные половые связи без любви и брака? Замечания немецких теоретиков не оставляют на этот счет никаких сомнений, несмотря на то что они отрывочны и зачастую опубликованы много лет спустя после написания. Маркс считал любовь (не секс) завершающим этапом формирования личности; а из его писем к жене и заметок 1844 г. о взаимоотношениях между полами ясно, что он нетерпимо относился к случайным будуарным похождениям. Энгельс более определенно противопоставлял просто секс (эрос) — односторонний, легкий, быстротечный — «индивидуальной половой любви» — взаимной, сильной и неизменной. В конце своего известного анализа о происхождении моногамной семьи он предсказывал, что при социализме любовь, «далекая от исчезновения, только еще начнет полностью осознаваться». Тоном, который порадовал бы любую феминистку тех дней, он провозгласил, что тогда и мужчины станут не менее моногамными, чем женщины.

Соглашаясь с Энгельсом, Бебель лишь добавил, что чувственные потребности являются вполне нормальными и не наносят вреда здоровью, но что «чрезмерная сексуальная страсть гораздо более вредна, нежели ее отсутствие». «Человек, — объяснял он, — не зверь: для высшего удовлетворения его самой сильной потребности недостаточно удовлетворения одной только физической стороны; ему необходимо также и духовное единение с тем существом, с которым он вступает в связь». Каутский сохранил эти идеи в качестве официальной партийной догмы: «Социалисты… утверждают, что идеальная любовь, в противоположность сообществу жен и любому сексуальному гнету и вольности, будет основанием для супружеских связей в социалистическом содружестве, и что чистая любовь сможет восторжествовать лишь в этой системе».

Когда мы переходим на русскую почву, то ситуация становится еще более неопределенной. Несомненно Россия позаимствовала умеренные, сугубо деловые взгляды немцев на «сексуальный вопрос» вместе с остальной марксистской теорией, однако они наложились на традицию сексуальной свободы, унаследованную русскими «левыми» от нигилистов, которые в свою очередь были вдохновлены ранним французским социализмом. Результатом явилась зарождавшаяся дихотомия (еще неявная в те годы) между двумя традициями. Трудность в выявлении признаков будущего раскола среди русских частично объясняется уклончивостью тех, кто писал о данном предмете, и частично — малочисленностью подобных авторов: у меньшевиков — это Коллонтай; у большевиков — Ленин и Крупская.

В качестве модели будущих отношений между полами большинство марксистов представляли себе не череду любовных похождений, а новую форму «брака» или любовного союза. И хотя употребляемая терминология крайне неточна, тем не менее разница между этими двумя образами жизни вполне ясна. Какую форму должен был принять «брак»? Прежде всего женщина как равноправный член будущего социалистического общества имеет такое же право «выбирать» себе пару, как и мужчина. С этим соглашались все социалисты. Однако подробности брака и свадебной церемонии описываются только в работе Исаева. Автор настаивал на том, что новая социалистическая мораль будет характеризоваться любовью к работе, честными отношениями, гуманизмом, терпимостью, отсутствием жадности, чувством собственного достоинства, ненавистью к ложному патриотизму, космополитизмом. При этих условиях женщина может свободно сказать: «Я хочу быть вашей женой», и мужчина-социалист, не боясь оскорбить ее достоинство, вполне может отказать ей. Заключение брака не должно быть обременено ни юридическими, ни свадебными формальностями, а должно ограничиваться простым провозглашением этого факта перед лицом нескольких друзей. При желании жена может оставить девичью фамилию — новшество, которое в советском обществе нашло долговременную поддержку

Между тем взгляды на свободу и равенство полов, которых твердо придерживались все социалисты, привели к двум вопросам, которые нельзя было обойти: «Должен ли брак (или союз) быть строго моногамным?» и «Возможен ли развод?». Первый вопрос, несомненно, касался проблемы адюльтера. В письмах к Инессе Арманд Ленин решительно заявил, что на измену нельзя смотреть сквозь пальцы (по-видимому, даже при социализме).

свернуть

Например, «пуританская» политика Сталина, по мнению писателя, скорее признак неприятия партийными лидерами разнузданности нравов, которую породила революция и гражданская война, чем вызванная экономическими соображениями необходимость.

цитаты
Годы принятия нового кодекса — годы растущей напряженности в отношениях с Японией и Германией, и обращение Сталина к демографическим аргументам подтолкнули некоторых исследователей к мысли, что антиабортные законы объяснялись лишь стремлением увеличить население. Но благоприятные официальные отзывы о законе показали большую заинтересованность общества в уничтожении сексуального авантюризма и установлении вновь господства семьи. Передовая статья в «Правде» начиналась со слов: «Без сомнения он будет служить делу усиления советской семьи, он будет отбивать охоту к „свободной любви“ и „беспорядочной половой жизни“». ...Аналогичные статьи в других газетах, письма читателей, серия заметок Крупской подробно останавливались на этой теме и подчеркивали тот факт, что отмена права на аборт была лишь первым шагом в борьбе с распущенностью, случайными беременностями, выкидышами и с неуважением к женщинам, любви, материнству и семье
свернуть

Если говорить о книге в общем, она скорее всего не понравится ни «монархистам», ни «советистам», хотя, на мой взгляд, автор пытался быль беспристрастным и взвешенным в своих суждениях о прошлом нашей страны, насколько это вообще возможно для иностранного ученого;) Например, он достаточно любопытно рассказывает про проституцию, при этом как критикуя царскую политику официально разрешенной «торговли женщинами», так и отмечая, что несмотря на борьбу с ней советской власти все же полностью искоренить ее не удалось.

цитаты

В сухом медицинском отчете за 1896 г. сообщалось, что после 50 лет государственного медицинского карантина венерические заболевания широко распространились среди городского населения. В течение последующих 20 лет врачи, писатели и публицисты буквально наводнили страну своими работами об угрожающем распространении этого общественного порока, детской проституции, белых рабынях, преступлениях на сексуальной почве и венерических заболеваниях.

Советскому режиму, несмотря на все его попытки, не удалось искоренить проституцию. В 1930-х гг. она заметно и быстро сократилась за счет политики реабилитации проституток, устройства их на работу и тюремного заключения для так называемых «неисправимых». Но последние десятилетия проститутки снова появились в столице, развлекая туристов и богачей. И хотя группы проституток теперь не дефилируют по своим дореволюционным маршрутам, Невскому или Лиговке, их можно встретить в валютных барах, в такси, курсирующих по улице Горького в Москве или у входа в гостиницы. Конечно, во всем Советском Союзе нет ничего подобного Репербан, Пигаль, Кюрфюстендам или амстердамской Канал-стрит. Нет публичных домов, хотя есть определенные места, где вы можете заняться сексом с девушкой, готовой продать себя за валюту, подарки или одежду. Есть и сутенеры. Но преобладающее большинство советских женщин не продает себя ни в качестве проститутки, ни в каком-либо другом — жены на содержании мужа, секс-символа, живого товара, эскорт-герл, модели или гейши, и не позволяют другим продавать себя.

продолжение будет в комментариях, цитаты не поместились из-за ограничения символов
свернуть

Не менее познавательно было читать о том, как после гражданской войны Женотдел поднимал общий интеллектуальный уровень женского населения, о ликбезе и образовании, о том, как выбирали делегаток и представительниц в деревнях и селах, которые потом становились наблюдательницами за действиями администрации и могли вносить свои предложения, критику, а также рассказывать у себя на родине, как происходит управление от лица населения.

цитаты

Как работал Женотдел? Его штаб-квартира, называвшаяся некоторыми остряками «ЦентроБаба», находилась в доме № 5 на Воздвиженке, рядом с Кремлем. Штат, по крайней мере согласно штатному расписанию, состоял из 22 сотрудниц на жаловании — заведующей, ее заместительницы, помощниц и секретарши. Ответственная перед Секретариатом партии заведующая контролировала не только внутренние дела Женотдела, но и распространяла свое влияние на любую сферу жизни, затрагивавшую интересы женщин. К примеру, она поддерживала тесные и постоянные связи с такими органами, как Отдел охраны материнства и младенчества при комиссариате государственного призрения, Комиссия по борьбе с проституцией, комсомол, Центральная телефонная станция партии, а также с огромным количеством бюрократических структур, связанных с продовольствием, страхованием, образованием, благосостоянием, Советами, профсоюзами и даже с литературными кругами. Женщины — партийные лидеры, со своими собственными сферами ответственности — В. П. Лебедева (материнство), Крупская (просвещение) и Мария Ульянова (журналистика) — координировали свою деятельность с работой Женотдела.

В Женотделе средством пропаганды было печатное слово, так как оно передавало теорию, новости и инструкции относительно небольшому количеству грамотных женщин.

Однако печатной пропаганды было недостаточно для страны, в которой большинство женщин не умели читать. Было решено «пойти в народ». Методы варьировались в зависимости от географии и обстоятельств. Куда только пролегали железнодорожные пути, туда и шли агитпоезда; еще эффективнее были агитпароходы в обширных бассейнах Камы и Волги.

Однако, как это еще раньше поняла героиня Чернышевского, бесед с женщинами лицом к лицу недостаточно. Ключом к завоеванию русской женщины оказалось непосредственное вовлечение ее в освободительную работу, превращение ее из объекта в субъект. Первым испытанным методом явились «секции работниц», организованные волонтерками для активной партийной работы. Однако они потерпели неудачу, так как привлекли к себе женщин, давно интересовавшихся политикой и потому не смогли оказать никакого влияния на массы.

Суть ее заключалась в том, что организаторы проводили выборы среди женщин, скажем фабрики. Работницы выбирали из своих рядов делегатку в Женотдел сроком на 3–6 месяцев. Сами по себе выборы были шагом к развитию самосознания. «Когда серая, отсталая, беспартийная работница выбирает свою представительницу, она чувствует, что совершает политический поступок», — писала Коллонтай Затем делегатка, с красной косынкой на голове в качестве символа занимаемой ею должности, работала практиканткой-наблюдателем в различных сферах общественной деятельности: на фабрике, в Советах, в профсоюзах, коммунальных учреждениях (особенно школах, больницах и центрах общественного питания). После ее пребывания в мире практической политики она возвращалась в Женотдел и свой избирательный округ и докладывала о том, что видела. Таким образом, в одно и то же время она была избранным политиком, администратором, пропагандистом и критиком. Затем ее место занимали избирательницы, захваченные игрой в политику.

Организация выборов делегаток была трудной работой, особенно в провинции. Одна крестьянка в Рязанской губернии попыталась привлечь женщин на собрание, но безрезультатно; тогда она стала ходить по домам и читать книги, чтобы пробудить любопытство деревенских женщин. Общим тормозящим фактором была нерешительность. «Я не справлюсь с этим, — заявляла работница обувной фабрики Мария Суворова, которую избрали делегаткой, — я плохо образованна». Однако товарищи убедили ее, и она провела следующие месяцы, посещая суд, кооператив, отдел здравоохранения (в Совете) и школы, узнавая и докладывая о каких-либо недостатках. Подобные отчеты делегаток предназначались для того, чтобы контролировать и улучшать систему управления, равно как и прививать женщинам чувство социальной ответственности

Вполне понятно, что иногда возникали трения между перегруженными работой и измотанными администраторами (в основном мужчинами) и временными делегатками. И зачастую делегаткам давали тривиальную рутинную работу, чтобы они не мешали выполнению повседневных задач. Но, как правило, делегатка многое видела и честно об этом докладывала. И не вызывает сомнений, что система выбора делегаток сыграла важную роль в повышении уровня сознаний многих «отсталых» женщин, непосредственно познакомив их с реалиями управленческой жизни, бывшей до тех пор тайным миром за пределами ее понимания. По словам одной из руководительниц Женотдела, делегатка стала «угрозой бюрократам, пьяницам, кулакам и всем тем, кто выступал против советских законов».

Окончанием обучения делегатки и завершением очередного этапа социальной мобилизации была периодически проводимая конференция или съезд, где женщины из различных регионов страны (как это делали старые феминистки) могли познакомиться с новыми людьми и поделиться опытом. «Женщина, которая приехала в Москву из какой-нибудь отдаленной деревни, — говорила Коллонтай Луизе Брайант, — по возвращении является уже более или менее важной персоной, и вы можете быть уверены, что эта поездка — событие для всей деревни». Было проведено огромное количество разнообразных конференций.

Наиболее сильное сопротивление деятельности Женотдела оказывалось в деревнях и неславянских пограничных районах. Украинская активистка Киселева прошла несколько километров от райкомовской штаб-квартиры до маленькой деревушки Срипаи, чтобы собрать женщин в избе-читальне и попытаться их организовать. Мужское население деревни окружило избу, выкрикивая: «Мы вас убьем, если вы будете трогать наших женщин». В Чигиринском районе за один год «бандитами» были убиты три сотрудницы Женотдела. С началом коллективизации украинским активисткам пришлось опровергать слухи о том, что в колхозах мужчины будут «распределять» между собой молодых женщин, а из старых варить мыло. Повсеместно мужчины (неизменно называемые в литературе «кулаками») сопротивлялись попыткам Женотдела втянуть их жен в политику

свернуть

Жаль, мало автор уделил внимание "красным юртам", тому, как женская эмансипация происходила на Кавказе и в Центральной Азии (хотя тут есть упоминания, как жестоко мужчины расправлялись с непокорными женщинами)

цитаты

Мужчины реагировали на это жестоким насилием. Так, выходивших из Бакинского клуба женщин мужчины облили кипятком и натравили на них собак. Двадцатилетнюю мусульманскую девушку, открыто продемонстрировавшую свою свободу, появившись в закрытом купальнике, отец и братья, не вынеся позора, разрезали на куски. Восемнадцатилетняя узбекская активистка была изуродована и брошена в колодец. Всего лишь за один квартал 1929 г. в Центральной Азии произошло 300 подобных убийств. Посовещавшись с Женотделом, Президиум ЦИК решил классифицировать эти преступления как «контрреволюционные». Все же, несмотря на грозившую опасность, сотни местных женщин добровольно работали переводчицами и помощницами и в конечном итоге заняли административные должности в женотделах. И каждый раз в первомайский праздник или Международный женский день тысячи женщин собирались на рынках «восточных» советских республик и публично и демонстративно срывали с себя чадры, паранджи и другие покровы.

свернуть

Подробно описывает Ричард Стайтс то, как возник «женский вопрос» в Российской империи, как его решали феминистки, нигилистки и радикалки, как повлиял Маркс и Бебель на российскую интеллигенцию. Занимательно было прочесть о трансформации женских обществ с началом Первой мировой войны, о разделении «прекрасного пола» на патриоток и пацифисток, как много женщин оказывало поддержку своей стране во время войны (причем как российские, так и европейские женщины полагали, что таким образом смогут заслужить равные права, продемонстрировав лояльность и помощь своим воюющим правительствам)

цитаты

Русские интеллигентки поддались эйфории первой волны патриотизма, захлестнувшей Россию. Некоторые из них были не способны устоять против своего рода патриотической глупости, типа той, которая заставила правительство переименовать Санкт-Петербург в Петроград. Еще до начала войны графиня Дитрих из «Союза русских женщин» щеголяла в наряде боярыни, заявляя, что «даже в одежде русская женщина должна быть верной своему отечеству», а обычно благоразумная Карсавина решила исключить из своего репертуара музыкальные сочинения, написанные специально для нее Рихардом Штраусом. Через неделю после начала войны журнал «Женское дело» задал новый тон, возродив образ римских матрон, отправлявших мужей и сыновей в жерло войны и провозгласив, что русские женщины также будут воевать, но только с «любовью и милосердием».

С 28 по 30 апреля 1915 г. в Гааге состоялся Международный конгресс женщин за мир, на котором сразу же бросилось в глаза отсутствие представительниц английского, французского, немецкого и русского феминизма. Женщины постоянно заявляли, что женское политическое равноправие положит конец военным бедствиям, однако доказать это удалось лишь одной из них — Жанетт Ранкин (Jeanette Rankin), которая, будучи первой американкой, избранной в Конгресс, проголосовала против вступления Америки в войну.

До конца 1914 г. все основные феминистские объединения воюющих сторон дали новое обещание — поддерживать свои правительства. В Англии воинственно настроенные суфражетки превзошли в своем патриотизме умеренных феминисток, когда стали обвинять в трусости тех, кто уклонялся от военного призыва.

У находившихся в Европе будущих коммунисток Цеткин, Балабановой и Коллонтай отвращение вызывала не только война, но и националистические настроения многих бывших товарищей. Даже чувствительные к такого рода вещам столичные студентки были полностью очарованы патриотизмом, а не большевизмом. Даже историки-коммунисты признают, что большинство бестужевок поддерживали войну, вторя феминисткам в патриотических речах и далеко превосходя их в делах

свернуть

Расскажет исследователь и о противостоянии феминисток и большевичек, о том, как мало было общего у женщин разных классов, так что «работницы» и «представительницы буржуазии» никак не могли договориться между собой об общих целях.

цитаты

Несмотря на то что проблема женской эмансипации привлекла к себе внимание русского общества еще за 50 лет до первой революции, в России не существовало настоящего женского движения вплоть до 1905 г. Затем в российской социальной истории практически одновременно возникли два отдельных движения; феминистское движение, боровшееся за политическое равноправие женщин и социалистическое. История обоих движений уходит корнями в 1890-е гг., однако до 1905 г. они не сталкивались друг с другом.

Пункт о женском политическом равноправии присутствовал в программах лишь трех основных партий: социал-демократов (большевиков и меньшевиков), эсеров и кадетов. Марксистские партии всегда рассматривали женское избирательное право как часть всеобщего избирательного права и никогда — как отдельный вопрос. Однако у эсеров и кадетов первоначально существовали некоторые внутрипартийные разногласия по этому вопросу

Ряд нападок на «буржуазных» феминисток предприняла и лидер рабочей делегации — Александра Коллонтай. Ее доклад, который из-за отсутствия Коллонтай зачитала Волкова, представлял собой полную противоположность докладу Кальманович: не может быть никакого отдельного женского вопроса до тех пор, пока не будет решена принявшая столь угрожающие размеры «всеобщая социальная проблема». Пока среди женщин существуют острые классовые противоречия, не должно быть и речи ни о каком общем женском движении. Работницы не имеют ничего общего с буржуазными феминистками, их место — в партии пролетариата. Пока феминистки строят приюты, растет уровень проституции.

Несомненно основной целью деятельности феминисток было отстаивание интересов интеллигенток, хотя в соответствии с благочестивым каноном русского социального реформаторства это редко когда признавалось.

свернуть

Стоит обратить внимание, что это произведение весьма «древнее» - писатель впервые опубликовал его в 1978 году и лишь небольшое дополнение было написано в 1990, возможно, поэтому дореволюционная часть автору удалась лучше, а данных по СССР у него было весьма немного.

Подводя итог, рекомендую это книгу любителям истории, тем читателям, кого не пугают «монументальные труды», так как, несмотря на объём книги, написана она весьма легко и не требует каких-то специальных познаний, поэтому достаточно вооружиться вниманием и интересом к описываемой эпохе.
картинка Tin-tinka

Ветка комментариев


Проституция сложная тема, как и наркомания, наверное.Ведь наркоманы тоже добровольно покупают наркотики и радуются жизни, пока не заболевают и не умирают. Исторически сложилось, что жизнь проститутки не была лёгкой, так что общество склонно видеть в них скорее жертв, которые от тяжёлой жизни этим занимаются, пытаться их спасти.

Так что мне кажется тут иное дело, чем люди с ограниченными возможностями, но ведь и им нужно помогать, государство должно делать все,чтобы социально интегрировать их, а не оставлять "радоваться жизни" https://kam-kray.ru/news/2011/11/23/kseniya-bezverhaya-ya-budu-vodit-mashinu.html


Ты совсем про другое, чем я. Я про мерзкие комментарии в соцсетях инвалидке, которая радуется жизни, и про осуждение проституток.
Осуждение не имеет никакого отношения к помощи.

Ксения водит машину, а ей пишут в соцсетях: откуда у вас такие деньги, вы же инвалидка? Наворовали!


Про осуждение говорить не интересно, это очевидно) Понятное дело, всегда есть те, кто брызжет ядом и повод не важен - можно быть волонтером, многодетной матерью, инвалидом или любым другим человеком, но всегда найдутся те,кто осудит и найдет повод оскорбить.

Просто не всегда то, что люди хотят и им приносит радость правильно для общества в целом, на мой взгляд, тут масса примеров можно привести начиная с сигарет, вредной еды а-ля фастфуд или содержащих множество сахара и химии десертов, заканчивая шлемами для мотоциклистов(которые многие не хотят надевать). Я где-то читала про два разных подхода к свободе, одни люди считают, что все, что человек сам выбирает -ему на пользу, другие думают, что государство все же должно заботится о здоровье и благополучии граждан и принимать такие законы,которые уберегут людей;)


Я просто не говорю про государство здесь, я исключительно про зависть людям, которые, по мнению завистников, не должны быть счастливыми, а должны рыдать в подушку, поскольку они инвалиды или проститутки. При этом счастливыми мужчинами-инвалидами восхищаются. Взять, например, Ника Вуйчича.


Возможно я просто не в теме)

При этом счастливыми мужчинами-инвалидами восхищаются.

наверняка не все?

Хочешь сказать, что есть тенденция, что мужчин инвалидов как-то особенно выделяют, а женщин унижают?

Это очень странно, но мир вообще иногда нелогичен, так что тут не буду спорить


Не так. Счастливых женщин, которые, по мнению общества, не должны быть счастливыми, поскольку имеют проблемы, хейтят. Счастливыми мужчинами, которые имеют проблемы, восхищаются за их стойкость.


А, поняла. Возможно есть перекос гендерный, как в данной книге упоминалось

Утверждение из появившегося на Руси в XII в. женоненавистнического византийского сборника «Пчела», что «плохой мужчина всегда лучше хорошей женщины» стало широко распространенной русской поговоркой

Может комментаторам просто не нравятся счастливые женщины, они предпочитают жалеть, испытывая превосходство, чем чувствовать зависть;)


О. Оно. Точно.
Ловко ты проникла в самую сердцевинку проблемы.


Не факт, что это сердце проблемы;) Это лишь "поливание грязью" неведомых мне комментаторов, у которых могут быть более чистые помыслы, нам не понятные;)


Это всё-таки сердце проблемы, но мне нравится твоя скромность :D


Хочешь сказать, что есть тенденция, что мужчин инвалидов как-то особенно выделяют, а женщин унижают?

Алексеевич в Светлана Алексиевич - У войны не женское лицо писала об этом. Как несправедливо устроен мир. Если в двух словах сформулировать, то, мужчина-калека - герой, а женщина - уродина.


Ну Алексиевич писала про более старые времена, тогда больше неравенства было) Мне кажется, для обычного человека, инвалид это инвалид,не важен пол.Это в газетах или инет-статьях можно красиво писать про героя,по факту же те же мужчины, вернувшиеся с ВОВ, были калеками, которые переживали массу сложностей, этот "герой" мало кого горло, тем более, когда было массово (другое дело, что мужчин вообще мало было, так что иногда и такой был лучше, чем никакого вообще, отсюда возможно и разное отношение к м/ж)


Козлов хватает... Но меня больше возмутило, что когда она захотела пойти на курсы вождения, то фирма- установщик ручного управления запросила 500 000, а в итоге выяснилось, что такое дополнительное приспособление стоит около 8500 рублей с доставкой по почте.


Оооооо, до этого я ещё не дочитала! Но меня это хоть и возмущает, но не удивляет - нажиться все хотят; когда ты наживаешься, ты хотя бы себе самому хорошо делаешь, пусть и за чужой счёт.

А вот отсутствие радости за человека, которому хорошо, меня не столько возмущает, сколько безмерно удивляет. Человек - инвалид (или проститутка). Человек чувствует себя с этими обстоятельствами отлично и радостно. Что лично ТЕБЕ это даст, если ты будешь его пидорить за то, что он счастлив. Вот этого я никак не могу понять.

Я могу понять, когда кто-то делает что-то из-за выгоды. Но мне совсем непонятно, когда кто-то делает что-то из злости, зависти и жестокости. Как в том анекдоте, где сосед попросил ангела лишить его глаза, когда узнал, что всё то, что получит он сам, его сосед получит в двойном размере.


Мы по прежнему обсуждаем зависть и то, что у одних есть что-то, чего нет у других.Наверное, у тех людей нет машины и родителей/мужей, которые могут купить им машину. А уж про проститутку вообще очевидно -она может за ночь получить столько, сколько другая женщина будет неделю или даже месяц вкалывать. Уж не говоря про тех женщин, чьи мужья пользуются секс услугами и поэтому проститутка им лично портит жизнь;)

Почему зависть тебя удивляет? Мы ведь ещё про обезьян обсуждали, обычное такое чувство/эмоция людская, раз даже у животных она есть

Меня скорее может удивить то, зачем люди выкладывают множество фото и роликов, с целью похвастаться? Что вообще за современная тенденция открывать свою личную жизнь перед миллионной аудиторией? И тенденция других людей тратить время на то,чтобы увидеть как живут другие, зная, что скорее всего это лишь испортит настроение, вызовет зависть и ощущение,что твоя жизнь не удалась;)


Мы по прежнему обсуждаем зависть и то, что у одних есть что-то, чего нет у других.Наверное, у тех людей нет машины и родителей/мужей, которые могут купить им машину. А уж про проститутку вообще очевидно -она может за ночь получить столько, сколько другая женщина будет неделю или даже месяц вкалывать. Уж не говоря про тех женщин, чьи мужья пользуются секс услугами и поэтому проститутка им лично портит жизнь;)

Да, но у тебя есть что-то другое, чего нет у проститутки и, уж тем более, у инвалида. Чему завидовать, радоваться надо, что если вдруг ты станешь инвалидом или проституткой, твоя жизнь, хоть и пострадает, но тоже сможет быть крута.

зачем люди выкладывают множество фото и роликов, с целью похвастаться?

Думаю, что причина у каждого своя. Конкретно эта девушка хочет вдохновить своим примером. А ты разве поддерживаешь советскую концепцию поведения "Не высовывайся, будь как все"?

тенденция других людей тратить время на то,чтобы увидеть как живут другие, зная, что скорее всего это лишь испортит настроение, вызовет зависть и ощущение,что твоя жизнь не удалась;)

Сложно представить, как ты можешь чувствовать, что твоя жизнь не удалась, если чья-то другая удалась. Одно другого не исключает, каждый же живёт в соответствии с собственными ценностями. Если чьё-то видео вдохновило тебя на смену жизненных ориентиров, это повод порадоваться, что ты это понял, и начать действовать в этом направлении.

Но если есть такое ощущение, что от чужих успехов тебе плохо, тогда я тоже не понимаю, зачем делать то, от чего ты заболеваешь психически и хочешь сагрессировать. Это как те монархисты, про которых ты писала, которые тебя читают и критикуют. Если ты монархист, а коммунисты вызывают у тебя омерзение, ну не читай их. Если ты коммунист и от монархистов есть-не-можешь, ну тоже не читай их.

Это получается подход - не показывайте мне, как другим хорошо, потому что мне от этого плохо?


Это получается подход - не показывайте мне, как другим хорошо, потому что мне от этого плохо?

Чёрт, а ведь это вообще многое бы объяснило...


Да, но у тебя есть что-то другое, чего нет у проститутки и, уж тем более, у инвалида. Чему завидовать, радоваться надо,

это к Поллианне надо обратиться, она научит радоваться)

Думаю, что большинство людей не учат радоваться.Хорошо, если это врождённое и идёт из семьи, но возможно, надо учиться специально радоваться: тому что имеешь и за других тоже.

А ты разве поддерживаешь советскую концепцию поведения "Не высовывайся,

я про другую концепцию) Мне увлечение людей соцсетями не очень понятно и не близко) мы тут тоже сидим в соц.сети, но мне кажется обсуждать книги несколько иное;)) А жажда популярности, желание незнакомым людям что-то своё демонстрировать не понятна, но это имхо, тут каждый поступает как хочет.Просто что удивляться, что незнакомые тебе люди испытывают не радость за тебя, а зависть?

Кстати, это вряд ли "советская концепция", это общемировая скорее тема, что люди не очень приветствуют все новое и отличающееся, нарушающее привычное и большинство обществ в прошлом веке именно так воспитывали детей - "не высовываться". Ты не согласна?

Сложно представить, как ты можешь чувствовать, что твоя жизнь не удалась, если чья-то другая удалась.

ну об этом даже психологи пишут

В своей книге «Как стать ничтожеством» Дэн Гринберг с юмором показывает, какое вредоносное влияние может оказывать на нас компаративное (сравнивающее) мышление.

Сравнение — это одна из форм суждения.

Он говорит, что если читатели искренне хотят почувствовать себя ничтожествами, то достаточно научиться сравнивать себя с другими. Для тех, кто не знает этой практики, он предлагает несколько упражнений. В первом из них представлены изображения в полный рост мужчины и женщины, которые воплощают идеал физической красоты по стандартам современных средств массовой информации. Читателям предлагается произвести замеры своего тела, сравнить полученные показатели с параметрами привлекательных людей и как следует подумать о разнице.

Результат этого упражнения отвечает обещаниям: углубляясь в такие сравнения, мы начинаем чувствовать себя ничтожествами. Когда нам кажется, что хуже нам просто быть не может, мы переворачиваем страницу и обнаруживаем, что это упражнение было лишь разминкой. Поскольку физическая красота — относительно поверхностное понятие, Гринберг дает возможность поработать с более важной сферой сравнений — жизненными достижениями. Выбрав из телефонного справочника несколько случайных людей, он предлагает, чтобы читатели сравнили себя с ними. Он утверждает, что первое случайным образом выбранное имя — Вольфганг Амадей Моцарт. ,Гринберг перечисляет, на каких языках говорил Моцарт и какие произведения он написал еще до того, как достиг подросткового возраста. По условиям упражнения читатели должны подумать о собственных достижениях на нынешнем этапе жизни, сравнить их с тем, чего добился Моцарт до двенадцати лет, и подумать о различиях.

Разве не на сравнении построена вся реклама?

каждый же живёт в соответствии с собственными ценностями.

ну это не значит, что людям нравится то,как они живут и что они не хотят больше и лучше, что не чувствуют себя несчастными, от того что у них чего-то нет?


Думаю, что большинство людей не учат радоваться.
Хорошо, если это врождённое и идёт из семьи, но возможно, надо учиться специально радоваться: тому что имеешь и за других тоже.
Просто что удивляться, что незнакомые тебе люди испытывают не радость за тебя, а зависть?

Так тебе не обязательно искренне радоваться за других. Но зачем переносить на них свою злость на себя за то, что ты чего-то не имеешь? Они же в этом не виноваты.

в прошлом веке именно так воспитывали детей - "не высовываться". Ты не согласна?

А в позапрошлом как? А в позапозапрошлом? А в будущем как будут? :D Ты же знаешь, я, во-первых, не сравниваю даже с нынешним временем, а во-вторых, какое время из прошлого выбирать для сравнения? Я говорю исключительно про концепцию не высовываться. Ты считаешь её продуктивной? Только лично ты, а не государство в настоящем или прошлом :)

Разве не на сравнении построена вся реклама?

У меня в сознательном возрасте не было телевизора, а реклама в интернете заблокирована, поэтому не могу сказать, на чём построена реклама :)

ну это не значит, что людям нравится то,как они живут и что они не хотят больше и лучше, что не чувствуют себя несчастными, от того что у них чего-то нет?

Так вот я об этом и говорю - если уж тебе нравится сравнивать, то это повод пересмотреть свои ценности, а не продолжать жить, чувствуя себя несчастным, разве не так, Галя?


Да я с тобой согласна, просто пытаюсь понять, что движет другими людьми)

А в позапрошлом как? А в позапозапрошлом?

вопрос не в этом;) просто я не люблю неких ярлыков со словом "советский";) словно это признак именно советского общества, а не в целом другой эпохи. Про не высовывайся книга есть Ричард Рэнгем - Парадокс добродетели. Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека , что человек сам себя "одомашнил", убивая тех,кто отличался;) Так что это в целом для рода людского характерно, хоть сейчас и иная мода)

пересмотреть свои ценности,

ну ты прям очень много ждёшь от людей))) Какой им резон это делать? Потому что некая часть общества считает, что критиковать и оскорблять других нельзя?:) Намного ведь лучше выразить свое "фе" другими людьми, чем начать менять что-то в себе. Мы вообще так устроены, что собственные недостатки часто и не видим и не верим,если нам о них сказать, осознать что надо менять себя -это мегазадача, наверное без психологов и др специалистов это вообще малореально


Ого. Почитаю книгу. Бедные те, кто отличались :( Ведь только за счёт них происходит прогресс.

Э, я вообще не про недостатки. Увидел, что у кого-то что-то хорошо, подумал, ё-моё, а ведь, оказывается, я тоже хочу так же или примерно так же! Ииииии... Он сказал поехали и махнул рукой! Цель же в жизни появилась, это огромная причина поблагодарить того, кто показал тебе тебя, а не гнобить его.


только за счёт них происходит прогресс.

мне кажется, не совсем.Скорее должна накопиться критическая масса.Т.е. одиночка может предложить идею, но без поддержки общества или влиятельных людей он один ничего не сможет.

Но нестандартные люди ведь не всегда "хорошие". Маньяки, убийцы -тоже нестандартные.

Увидел, что у кого-то что-то хорошо, подумал, ё-моё, а ведь, оказывается

ну ты судишь по себе, что для тебя хорошо, не значит, что хорошо для других ;) Ты хочешь понять, что людьми двигает или удивляешься, отчего они не как ты?;)


нестандартные люди ведь не всегда "хорошие". Маньяки, убийцы -тоже нестандартные.

Маньяки и убийцы тоже ещё какие нестандартные. Но нельзя однозначно сказать, что они плохи для прогресса. Напротив, диктаторы много сделали для него. Возьми сталинские репрессии и депортации с одной стороны, а с другой окажется индустриализация страны. И так со всеми убийцами. Даже убийцы-одиночки, у которых не было власти, поспособствовали развитию криминалистики.

ты судишь по себе, что для тебя хорошо, не значит, что хорошо для других ;) Ты хочешь понять, что людьми двигает или удивляешься, отчего они не как ты?;)

Не так. Я не понимаю, зачем осуждать того, кто счастлив, если из этого можно извлечь выгоду - понять, что ты сам несчастлив, и начать стремиться к счастью. Это приятно и весело, в отличие от осуждения :)


Диктатор не одиночка,на мой взгляд, он опирается на других людей, иначе как он пришел бы во власть? Это упрощение, замечать лишь Сталина, не замечая остальные его соратников и тех,кто идёт за ними, выполняя всю работу.

Даже убийцы-одиночки, у которых не было власти, поспособствовали развитию криминалистики.

имхо, криминалистика развивалась благодаря учёным,массе сотрудников полиции, тому, что государство выделяло на это деньги тд. Но может на этот вопрос может быть несколько точек зрения,как на то,что появилось раньше,курица или яйцо) в любом случае у автора в книге рассказывается о том, что люди в целом намного миролюбивее обезьян, так как в свое время казнили агрессивных, которые выделялись (про войны иная тема, иной вид агрессивности)

Я не понимаю

не понимаешь или не хочешь понимать? Понять не значит одобрять;)


Это упрощение, замечать лишь Сталина, не замечая остальные его соратников и тех,кто идёт за ними, выполняя всю работу.

Сталин - это фигура речи. Вместо него мог быть Берия, или Ежов, или кто-то менее известный. Любой человек, инициирующий как убийства, так и прогресс. Просто Сталин самый очевидный человек, делавший как то, так и другое. Можно Ленина ещё взять с его красным террором. Короче, дело не в личности, а в её амбивалентности.

не понимаешь или не хочешь понимать? Понять не значит одобрять;)

Не понимаю. Зачем бы я говорила, что не понимаю, если бы понимала? Для меня это как упасть лицом в тарелку с борщом и утонуть там вместо того, чтобы борщ с аппетитом съесть. Поэтому не понимаю. А ты понимаешь? Если понимаешь, то делись.


Берия, Ежов -разве они одиночки? Они часть "машины", они меняли мир будучи составной частью текущей власти, как мне кажется. Разве человек со стороны мог бы чего-то изменить (даже террорист-смертник тоже часть некой группы)? Личность в истории важна конечно, но мне кажется, она в целом несильно меняет мир, но это наверное опять философский вопрос) Что мог Ленин, пока другие не свергли царя, пока он благодаря множеству вооруженных людей не захватил власть? Вспомни, сколько лет он сидел в Швейцарии и особо не влиял на мир))

Множество учёных, совершив свои открытия, так и не "выстрелили", пока не получили поддержку капиталов или их изобретения не потребовались обществу.

Если понимаешь, то делись.

я это и пыталась выше сделать) Ты ищешь какую-то рациональность, но люди часто действуют иначе.Все эти принципы "поставь цель и иди к ней", "меняй себя и свое окружение", чаще всего не относятся к большинству людей. Многие привыкли "выпускать пар" срываясь на тех, кто слабее или анонимно в инете написав гадость. Вообще воспитание людей заключалось в том, что их критиковали родители и учителя, стыдить и ругать -норма в нашем обществе, так что почему они должны иначе себя вести в интернете?
Откуда возьмётся радость, доброта и уважение к другим? Если люди несчастны и винят других в своих проблемах?
Мне кажется, сейчас очень много психологических книг об этом написано(тоже своеобразные уроки самопомощи), но их читают единицы и больше молодое поколение


А. Теперь, наверно, поняла. Надо ещё обдумать. Я к тебе вернусь в эти комменты, когда обдумаю.


Ну, это ведь тоже достаточно естественно - они таким образом повышают свою самооценку, это распространенный способ повышать свой психологический тонус. А еще это называют психологическим вампиризмом.

Плюс очень еще влияет и то, что Ксения такая яркая и красивая. Если бы она вымазала себя сажей, надела обноски, намазала  зубы черной краской, чтобы казалось, что во рту у нее нет половины зубов - вот тут бы они ее охотно пожалели.))


Я после объяснения Гали примерно поняла этот подход, но он настолько нелогичен, что мне тяжело уяснить для себя, почему можно выбрать его применять. Это как для хорошего тона кожи вместо прогулки нанести румяна. Но думаю, что я понимаю, почему так. Поругать другого за то, что ему хорошо, легче, чем поработать для того, чтобы тебе самому стало хорошо. Наверно, так.