Больше рецензий

RenellVails

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 марта 2024 г. 13:18

83

5 Губительная любовь.

Замечательная поэма, в которой рассказывается о губительных чувствах любви. Как всегда поэтично, красиво и трагично. Но трагичность поэмы состоит не в тех событиях, которые разыгрались в старом доме «на берегу Днепра крутом Близ рубежа Литвы чужой». Трагизм состоит в том, что нельзя сделать однозначный вывод о том, кто в поэме является злодеем-губителем, а кто – жертвой. Последнее, пожалуй, не вызывает сомнения. А вот кто погубил несчастную девушку? На эту роль, в полной мере, могут претендовать оба героя.
Боярин Орша – типичный представитель эпохи Иоанна Грозного. Смелый, храбрый воин, человек героического склада. Он наделён положительными качествами: высокие моральные устои, не терпит лжи. Но он жестокий деспот. В каком-то отношении его можно понять: единственная дочь и раб, своевольно вступив в любовные отношения, разрушают его семейный покой и счастье. Чувство оскорблённого отца превыше всего и это может объяснить принятое им жестокое решение. Но он не злодей. Он губитель, но губитель вдвойне, ибо губит жизнь не только Арсения, но и его возлюбленной.
Арсений – этакий бунтарь, неудержимо стремящийся к свободе. И в этом своём стремлении он не останавливается перед рядом проступков и даже преступлений: пристает к разбойникам, бежит из монастырской тюрьмы, переходит на сторону врага. Его действия окутаны какой-то тайной и бежать он собирается в иные края. Но его мотивы понятны. Лишённый с младенчества отца и матери, вывезенный из родных мест боярином Оршей, он стал невольной жертвой его деяний. И его желание нарушить душевный покой Орши вполне оправдано. Полюбив его дочь (а может это месть?), он стал виновником убийства стариком единственной горячо любимой дочери, навсегда отягчившим душу боярина неискупляемым грехом.
Да, оба героя оказываются по отношению друг к другу губителями. Но в пылу разборки друг с другом они погубили ту, которую пламенно любили. И этому нет оправданий.

Прочитано в группе «Поэтическая гостиная» в мартовском Поэтическом мобе.