Больше рецензий

20 сентября 2014 г. 21:19

808

4

Патрик Зюскинд – гений! И хоть я пишу отзыв спустя почти два месяца, я прекрасно помню те эмоции, которые вызвало во мне это эссе.

Вот лично Вы для чего читаете?
Да, литературная амнезия – страшная вещь, но вполне обоснованная и даже полезная. Ведь невозможно хранить столько ненужной информации в кратковременной памяти. Но неужели Вам важно помнить цвет платья, цвет обоев и то, в каком городе происходили свидания героев? Важно запомнить эмоции, важно сравнивать прочитанные книги, важно вынести из книги какой-то пласт эмоций и знаний. В книгах можно найти столько мыслей и чувств других людей, сколько в жизни при простом общении никогда не распознаешь.. Да и не забывается это всё, просто уходит в долговременную память.

Я никогда не стремилась запоминать имена героев в каждой книге, которая мне не приглянулась, а в тех, которые стали любимыми, я помню каждого героя и его характеристику. Зато это сейчас я понимаю, что только после ощущения своей внутренней свободы, ты действительно проникнешься Раскольниковым, только потеряв любовь или сделав её какой-то мучительной для себя - тебе понравится Анна Каренина. И ведь это гораздо важнее: попасть с книгой в унисон, дышать ею. А знания из разряда клички лошади Вронского – это для хвастовства, правда я вот забыть не могу реально.

И при чтении я больше задумывалась не о том, что я забываю какие-то имена или книжные события. Я думала о том, что любимые произведения я буду помнить от и до, просто потому, что они близки. А в мире миллион книг, и не значит, что все они важны для нас. Книги открывают нам новые границы, они позволяют взглянуть на жизнь с другой стороны и примерить на себе чужую точку зрения. По существу, это бег от действительности в мир фантазии, из которого, однако же, возвращаются уже изменившимися, с новыми представлениями и планами, новым взглядом на окружающий мир и себя. А закладывается это со школьной скамьи. И очень жаль, что некоторые преподаватели литературы свято считают, что разбирать нужно только внешнюю составляющую героев, а ведь внутреннее – куда важнее. И запоминается надолго, и даёт возможность пораскинуть мозгами. Но включать серьёзные произведения в школьную программу – это правильно и нужно. И, несмотря на то, что многие считают некоторые произведения слишком тяжёлыми для детей – это единственный способ склонить подрастающее поколение к обдумыванию серьёзных тем, посеять хорошее, доброе, вечное и помочь понять тот мир, в котором им предстоит жить. Не героев запоминать, а мировоззрение формировать!

Да и нужно всегда помнить, что есть литература, которую стоит перечитать в более зрелом возрасте, так как многое из прочитанного в детстве могло быть просто не понято, понято слишком однозначно, однобоко или даже просто не замечено. Чистый и светлый детский ум, ещё не испорченный всеми прелестями взрослой жизни попросту отвергает большую часть прочитанной информации как той, которая не соответствует его личной действительности: его пониманию мира и окружающих людей. Многое ещё не познано, многое выглядит совсем простым и безобидным. Вообще, чтение можно сравнить с зеркалом, заглядывая в чужую жизнь, человек видит отражение своего жизненного опыта, своих мыслей, наблюдений, переживаний, а у школьников нечему ещё отражаться, не в обиду никому сказано, со мной было тоже самое, что-то нравилось только потому, что сама сталкивалась с подобным, а что-то вообще отвергалось, да и может сейчас так же происходит, я просто не замечаю.
И это не грустно, это просто придёт с опытом. Главное, чтоб в будущем обязательно захотелось перечитать и прочитать то, что прошло когда-то мимо сердца. И уж точно не ради запоминания неважных фактов из каждой книги. Иначе можно сойти с ума, если Вы, конечно, не обладаете феноменальной памятью как Соломон Вениаминович Шерешевский.

Я вот ненавижу то, что возможностей мозга, а также времени не хватает, чтобы объять все области науки, культуры, которые я хочу. И обидно, что память так легко засоряется всякими второстепенными деталями, мелочами, чепухой, мусором.
Вам кажется странным, что те книги, которые прочитали в детстве, иногда вспоминаются лучше, чем книга прочитанная неделю назад? Виной тому эйдетическая память. И нет ничего странного, что какие-то незначительные эпизоды из прошлых книг четко отпечатались, а недавние события стёрлись или оставили после себя лишь бледные воспоминания, лишенные подробностей. Да и некоторые герои или события так же всплывают благодаря неосознанной ассоциации, которая заставляет вроде бы ни с чем не связанное воспоминание всплывать из глубины памяти. Явление «нехватки памяти» ещё не так ощутимо при изучении и работе только в направлении какой-то одной области - так информация «кучкуется», одна связывается с другой и не испаряется «за неиспользованием».. Но это вопрос другого рода.
Радует, что Патрик Зюскинд пишет о том, что важнее просто пропустить через себя книгу, ведь тогда она обязательно изменит нас, даже если мы этого сами не замечаем.

Аmnesia in litteris, даже если ты меня и посещаешь, то мне практически не жаль! Ведь любимые книги давно на подкорке, остальные – делают меня личностью и формируют мировоззрение. И для меня куда важнее запоминать научные книги, чем худлит. К счастью или к сожалению, решайте сами.

Ветка комментариев


Не стала бы предлагать, если бы смущало. :) Так что, все отлично.

Спасибо :)