Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

16 марта 2024 г. 17:27

286

4

В школьные годы, каюсь, я не осилила "Обломова", то ли не доросла еще на тот момент, то ли не близко мне байбачество главного героя. И сейчас, когда в игре выпало прочитать роман "Обрыв" я, взглянув на объем книги, слегка приуныла, ведь аннотация обещала в главном герое Борисе Райском некое продолжение Ильи Ильича, его развитие вместе с течением истории. Благо, аудиокнига существенно помогла мне в освоении книги, читала/слушала две недели, и опыт мне весьма понравился.

Борис Райский - тридцатипятилетний мужчина из хорошей семьи, у которого есть собственное имение на Волге. Делами там заправляет его бабушка Татьяна Марковна Бережкова, там же проживают его троюродные сестры Вера и Марфа. На момент начала романа Райский проживает в Петербурге, ведет в общем-то праздный образ жизни и строит грандиозные планы, как он будет рисовать картины и писать роман. Женитьба в его намерения не входит, однако он весьма влюбчив. Собственно, неудачная попытка ухаживания за молодой вдовой Софьей Беловодовой и приводит его в имение, под бабушкино крылышко. Бабушка, полагая, что внук наконец-то решился взяться за ум, вникнуть в дела хозяйства, начать, в конце концов, исполнять свои обязанности помещика, радостно его привечает, но довольно быстро ей становится ясно, что дядя в свои 35 слабо себе представляет, откуда берутся деньги, как важен труд крепостных (роман был закончен в 1869 году, когда крепостное право уже было отменено, но писал его Гончаров двадцать лет, и поэтому в процессе создания проникался идеями народников и аргументацией в пользу отмены крепостного права) и как легко можно лишиться имущества, если распоряжаться им небрежно. Что самое плохое, с ее точки зрения - он вообще и не заинтересован в скучных отчетах да сведению балансов, весь такой из себя творческий, романтичный и городской.

Деревенская жизнь в Малиновке, как оказалось, вовсе даже не пастораль. Используя Райского как центрального персонажа, связующего всех со всеми, Гончаров рисует эпическую картину жизни русского провинциального дворянства середины XIX века. Он показывает разные отношения, характеры, но мне показалось, что персонажи здесь скорее функции, призванные выражать идеи автора и антитезы к ним. Например, главный антагонист Марк Волохов - по сути тот же Райский в плане того, что бездельник, и единственное отличие между ними в том, что у Волохова нет имения и денег, а так-то оба умеют качественно вешать лапшу на уши (особенно доверчивым женщинам) и больше ничего. А бабушка - олицетворение прежней жизни, консервативных устоев, человек-глыба, который привык руководить и брать на себя ответственность за благополучие домочадцев и дворни.

Сестры же Вера и Марфа - совершенно разные люди, хоть и близкие. Если Марфенька наивна и простодушна и ведет себя так, как бабушка скажет, искренне веря, что бабушка жизнь прожила и все знает, как правильно, то Вера - девушка себе на уме, с претензией на независимость и свободу в принятии решений. В отношениях с Райским, Волоховым и лесничим Тушиным (все трое - ее поклонники) образ Веры раскрывается с разных сторон, но меня, если честно, героиня не впечатлила и я не очень понимала, что они все в ней нашли. В отличие от сестры, которая и по хозяйству много что делает, и вышивает, и книжки читает, она ничем не увлекается, ничего не умеет, только сидит сиднем целыми днями, строит глазки да думает непонятно о чем (нет, понятно - конечно, о любви). Другие женские персонажи в книге - помещица Крицкая, жена учителя Ульяна, служанка Марина - производили впечатление каких-то озабоченных, как будто не 19 век на дворе, а сплошной Вудсток.

В целом же видно, что роман писался долго, сам писатель при этом старел, и если в начале Райский был одержим демократическими идеями того времени - освобождением крестьян, эмансипацией женщин, социализмом, новыми мерками отношений на основе страсти, а не расчета, - то к концу он, поглядев на этих самых крестьян, женщин, помещиков, пришел к выводу, что бабушка с ее консервативными установками таки была права. Этот же сюжет можно было бы уместить в триста страниц, а не в восемьсот, но на то он и Гончаров, что, как Волга, велеречивый и размеренный.