Больше рецензий

Vary_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 марта 2024 г. 12:49

196

4 Деградация под звуки джаза

Книгу я выбрала под направление Светловки «Америка в 20е годы». Кстати, несмотря на то, что во всех аннотациях написано, что книга о героях «ревущих 20х» события начинаются в 1913 году. Заканчивается они где-то в 21, но основные события происходят до 20х
В первой главе нас знакомят с главным героем Энтони, а позже и с героиней – Глорией, которая является воплощением истинной красоты. Книга получилась очень неоднородной. Первые главы я буквально продиралась сквозь нагромождение сложных синтаксических конструкций. Существует два перевода: В.Щенникова "Прекрасные и проклятые" и Л. Папилиной «Прекрасные и обреченные» . Вначале я читала оба варианта попеременно, пытаясь определить лучший(спойлер - так и не определила). Доходила до какого-то корявого момента и меняла книгу. Мне кажется, переводчики тоже не слишком понимали все это нагромождение фраз. Иногда смысл в разных вариациях был чуть ли не противоположный. Где-то через четверть книги я сдалась и заканчивала уже именно «Проклятых», хотя вариант названия Папилиной, мне кажется, больше отвечает сути.
По впечатлениям могу сказать, что это однозначно не лучшая книга Фицджеральда. Она хуже не только Гэтсби, но и «По ту сторону рая», хотя и написана позже последней. Это какой-то творческий эксперимент автора. Здесь есть и непонятные философско-мистические вставки о красоте, и много сцен по типу пьесы или сценария. Герои тоже раскрыты не совсем равномерно.

Дальше со спойлерами.
Начинается роман с того, как красивый 26летний Энтони стоит перед зеркалом. Автор знакомит с историей молодого человека, который рано потерял родителей, рос одиноким, закончил Гарвард. Герой вызывает у нас симпатию. Также мы узнаем, что у героя есть дед миллионер, который должен оставить ему наследство. Потом нас знакомят с Глорией, которая является как раз-то воплощением истинной красоты. (Об этом есть целая странная, а для меня и вовсе не нужная, глава о том, как красоту посылают на землю. Глория в первой части, несмотря на свою неземную красоту симпатии не вызывает совершенно. И для меня это один из главных минусов. Автору очень хорошо удалось прописать персонажей в конце романа. Я им полностью верила, но они (особенно она) совершенно не соотносились с тем, какими были в начале. Холодная, абсолютно неспособная на какие-то чувства Глория терпела мужа-алкоголика больше, чем какая-нибудь забитая деревенская девушка, которая никогда не слышала слова развод. Глория, у которой женихов было какое-то немереное количество, которая ни во что не ставила физическую близость и целовалась с кем угодно - ни разу не изменяла мужу даже во время его годовой отлучки. И это уже не объяснишь боязнью потерять наследство, поэтому я не понимаю, зачем автор именно так описывал ее в начале. Считаю, что образ слабохарактерного Энтони удался значительно лучше.
По этому роману можно написать проповедь «К чему приводит праздность». Мне, действительно, вообще не понятно, как можно жить ничего не делая. И я охотно верю, что в таких условиях человек быстро пойдет по наклонной. Однако для меня все равно осталось загадкой, почему Глории автор прописал какие-то моменты взросления и роста, Энтони же оказался их лишен полностью.

Если резюмировать.
Было трудно читать начало, потому что там почти ничего не происходило, а что происходило не увлекало настолько, чтобы я забывала считать количество сложноподчиненных предложений, и начинала переживать из-за героев.
Было тяжело читать средину. Уже не в первый раз обращаю внимание, что герои, которые закончат плачевно, почему-то вызывают наибольшее неприятие именно в момент, когда еще можно что-то исправить.
Было неприятно читать окончание. Автор полностью погружает тебя в пучину этого безысходного мрака, куда низвергли себя герои. Поразило, что Фицджеральд так прекрасно описывал последствия алкоголизма, но при этом сам выпивал. Это совершенно не укладывается в голове, и от этого читать еще страшней. Человек даже если осознает, насколько пагубно это пристрастие, все равно ничего с ним не делает.
Как ни странно, при всем этом книгу я оцениваю довольно высоко. 8из 10. Нелогично, понимаю, сама удивилась, но книга оставила после себя определенные эмоции и желание размышлять о ней.
Кто-то в рецензии написал, что ему не понравился конец, т.к герои все-таки получили наследство, а это несправедливо. Я полностью удовлетворена финалом. В нем мне понравилось все. Какое-то стремительное падение во тьму для меня было просто ощутимым. И когда автор как бы бросает спасательную шлюпку в виде денег, ты понимаешь, что она уже ничего не исправит. Также мне понравилось, что почти в финальной сцене автор снова ставит героя перед зеркалом и мы видим, насколько изменился он за прошедшие годы. Этого в общем-то неплохого человека не за что уважать, но главное, его и жалеть не хочется. У Глории остался хоть какой-то здравый смысл. Более того, несмотря на все ее легкомыслие она в чем-то все ж даже выросла. Беспросветная эгоистка, которая в первых главах и говорить-то не могла о ком-то кроме себя, она и то планировала работать, просила мужа меньше пить, начала готовить, отказывала себе в чем-то, при этом не изменяла мужу. Энтони же уже полностью пропащий человек. И полученное состояние просто ускорит его кончину. Они, действительно обречены. (Кстати, историю Глории автор тоже закольцевал. Диалог «о чистоте» мы слышим в самом начале устами Глории, а потом девушка на корабле говорит о том же, и мы понимаем, что Глория потеряла не только красоту, но и другое важное для нее качество)
Из забавных фактов. Для меня в книге было два ружья: одно выстрелило, а второе так и осталось висеть. При этом на него автор еще и фокус навел.
Первое – это разговор с молодой билетёршей Джеральдин, которая в самом начале говорит Энтони, что он слишком много пьет. Что ж с ним будет к 40, если сейчас нет цели в жизни, зато алкоголь почти каждый день, предостерегает его девушка
Второе – это марки. Я не поняла: зачем нам говорили о марках, напоминали о них при одном из перездов и даже показали в конце. Почему герои продавали облигации, но им даже не пришло в голову, что коллекция редких марок – это тоже очень дорого?
Понравился пассаж Фицджеральда о своей же книге. «Куда ни придешь, везде найдется какая-нибудь набитая дура, которая спросит, читал ли я « Поэту сторону рая». Неужели он им на самом деле нравится». Мило, скромно) Описание писательского таланта Дика тоже, полагаю, в чем-то автобиографично. Он наблюдал за друзьями и записывал их мысли, Фицджеральд вдохновлялся дневниками Зельды, при написании романов.
И немного цитат:

И нежные слова, которые они говорили, шли от одного пустого сердца к другому, не менее пустому, отдаваясь эхом в пустоте того, что — они наконец это поняли — на самом деле ушло.
[Его повысили до капрала] «Стало быть, именно ему назначено судьбой сделаться одним из четверти миллиона облеченных этим безграничным доверием. Он получит право кричать магическую фразу «За мной!» семи другим насмерть перепуганным сослуживцам.
И в этой небывалости разгорающегося дня казалось верхом самонадеянности, что он когда-то пытался о чем-то думать с помощью такого слабого и убогого инструмента как человеческий ум.
— Женщины легко теряют чистоту, — говаривала она, — гораздо легче, чем мужчины. Если девушка не особенно молода и недостаточно владеет собой, то ее деградация непременно сопровождается некой истеричной животностью, лживой, грубой животностью. Мужчины совсем другие — вот почему, я полагаю, один из самых распространенных персонажей любовных романов кавалер, доблестно шествующий прямо в пекло.
Счастье, заметил однажды Мори Ноубл, — это только первый час после облегчения особенно сильного страдания.
Три минуты полного, убийственного безразличия подняли девушку с довольно высокого, хотя и несколько ненадежного места, которое она занимала в душе Энтони, и вознесли на недосягаемый пьедестал, превратив в смысл всей жизни.
И как следствие, в течение двадцати лет шевалье терпел издевательства со стороны многочисленных женщин, которые его ненавидели, использовали, надоедали и изводили, одаривали различными болезнями, тратили его деньги и дурачили всеми способами. Одним словом, как говорят в миру, любили его.