Больше рецензий

15 марта 2024 г. 22:12

77

5 О карпах и барракудах

Отрывок из этой книги я впервые прочитал пару лет назад. Он был напечатан в конце санаевского же "Плинтуса". И по этому отрывку у меня сложилось ощущение, что это весьма средняя книга про жизнь парня, молодость которого пришлась на эпоху перемен. Однако когда руки наконец дошли до этой книги и я прочитал её полностью, она меня приятно удивила.

Почти каждая глава поднимает те или иные морально-этические вопросы, вроде веры в Бога или нарушение заповедей для спасения собственной жизни. Эти вопросы герои книги обсуждают в интересных диалогах, чем-то напоминающих диалоги из фильмов Тарантино. Бесхарактерность главного героя разбавляет его собственный внутренний голос, который он принимает то за голос Бога, то за свой собственный. С этим голосом они периодически спорят и даже заключают некие пари.

В отличие от главного героя, другие персонажи гораздо более яркие. Чего стоит только Мартин, который знакомит Раздолбая с "высшим обществом" и одновременно искушает его, почти как Мефистофель. Оппонентом его взглядам можно считать Мишу, который пытается пробудить в Раздолбае веру в Бога, и это ему почти удаётся. Например, он приводит интересную теорию об иносказательности событий из Библии, о которой я почему-то раньше не задумывался.

События книги происходят в 1990-1991 годах, что добавляет колорита всей истории. Не могу оценить, насколько реальными являются описания толкучек, спекулянтов, кооперативов, августовского путча или последствий Перестройки, но выглядят очень убедительными.

Валера, один из главных героев, проводит интересную параллель между Россией и Западом как двумя водоёмами: солёным и пресным. Их разделял нерушимый барьер (железный занавес), но когда этот барьер рухнул, то пресный водоём (Россия) тоже стал солёным. И пресноводным рыбам (обычным людям) пришлось несладко в солёной воде, к тому же их беспощадно начали поедать барракуды (бандиты - "элита" новой России).

Автор даёт много отсылок к известным произведениям. Помимо упомянутой выше параллели с "Фаустом", ближе к концу книги проявляется "Мастер и Маргарита". Местами переживания и мысли главного героя напоминают "Над пропастью во ржи". А общей атмосферой - пелевинские "Generation П" и "Чапаева".

Помимо того, что книга заставляет задумываться после каждой прочтённой главы, так ещё и обладает некоторыми признаками интриги: удастся ли Раздолбаю покорить Диану, поможет ли ему голос и кем всё-таки является этот голос? Поэтому читается почти как детектив.

К сожалению, книга заканчивается на самом интересном месте. За более чем 10 лет с момента выхода первой части, Санаев так пока и не выпустил продолжения. Что ж, ждём с нетерпением!