Больше рецензий

Moonzuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2024 г. 20:05

117

4 О хорошем отношении к слонам

Ханс Бауман (22 апреля 1914 – 7 ноября 1988) был немецким поэтом, автором песен, литературным переводчиком и автором детских книг.

А еще

был немецким националистом, вступил в НСДАП в 1933 году, некоторые из его песен были чрезвычайно популярны в национал-социалистическом движении, вступил в немецкую армию в 1939 году и провел большую часть войны на Восточном фронте в подразделении пропаганды.

Но в детской исторической повести, изданной в 1961 году, за занимательным (как и положено в детской книге) и вполне достоверно-историческом изложении событий второй Пунической войны, в финале прорывается страстный антивоенный и, пожалуй, "антивождистский" пафос:

Он обещал нам победы, а я видел перед собой необозримые ряды мертвецов: мертвецов у озера, мертвецов у рек, мертвецов в ущельях. Изучая его, я изучаю корни войны. ... Он ставит себя выше всех и презирает даже своих близких. Потомки должны знать, каковы эти люди. Если опять появится такой человек и люди будут знать его суть, они, может быть, не пойдут за ним слепо до тех пор, пока их не поглотит бездна.

Что это? Искреннее переосмысление своего прошлого и прошлого своего народа, обращение к молодым читателям, продиктованное потребностью уберечь их от ошибок отцов? Или просто слова, обеспечивающие дистанцирование от этого прошлого и возможность вновь вписаться в литературный процесс? Хочется верить в правильность первого предположения.

Повесть - добротное историко-приключенческое произведение для "среднего школьного возраста", но как все хорошо написанные детские книги, может быть интересна в любом возрасте. Поход армии Ганнибала на Рим, тяготы и смертельные опасности перехода через Альпы, кровавые сражения, увиденные глазами двенадцатилетнего погонщика боевого слона. картинка Moonzuk
Прием, использованный автором такой же как и в недавно прочитанном "Морском волчонке": старик рассказывает о событиях своих юных лет столь же юным слушателям, в результате возникает, как бы, двойное преломление изложения - история видится глазами рассказчика-подростка, а рассказывается человеком, способным оценить видимое с позиций приобретенной житейской мудрости.

Вокруг света
Марафон игры в классики