Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2024 г. 14:36

254

4.5

Продолжая погружаться в океан хорошей и очень качественной литературы, мне вновь посчастливилось открыть для себя первоклассного автора и, несомненно, большого мастера в плане очень чёткого изображения им современной ему действительности и в плане создания невероятно живых, глубоких и реалистичных образов своих персонажей, знакомство с произведениями которого действительно оказалось для меня весьма интересным и чрезвычайно приятным. Автором этим оказался классик французской литературы Ги де Мопассан.

1). "Жизнь", 4 из 5

Первый из написанных Ги де Мопассаном романов называется "Жизнь", и на его страницах писатель действительно рассказывает нам о жизни, жизни, как известно, весьма непростой и такой многогранной, наполненной, как добрыми, светлыми и радостными моментами, так и всякими бедами, невзгодами и тяжелыми испытаниями, жизни, порой охотно ставящей нам палки в колёса, бросающей из стороны в сторону, пытающейся нас сломать или согнуть, но также время от времени дарящей нам различные моменты радости, счастья или спокойствия и помогающей нам найти настоящих друзей, а в их лице искреннюю поддержку и надёжную опору нам в трудную минуту, жизни, со многими сторонами и аспектами которой каждый из нас сталкивается на своём жизненном пути. Однако Мопассан не был бы Мопассаном, если бы не стремился показать своему читателю различные грани человеческой сущности, проблемы и пороки общества, несовершенство и драматичность человеческих отношений, что он очень тонко и искусно, на мой взгляд, проделал в этом хоть и грустном, но, несомненно, очень жизненном романе.

На страницах этого романа автор рассказывает читателю историю жизни своей главной героини, Жанны, начиная с юных лет и кончая старостью. В самом начале повествования мы видим совсем ещё юную Жанну, покидающую стены монастыря, где она воспитывалась, и возвращающуюся в имение родителей. Девушка находится в ожидании счастливого будущего и взаимной любви, рисует в своём воображении счастливые и уютные картины будущей семейной жизни, она полна радостных надежд, светлых чувств и иллюзий. О, как же счастлива и мечтательна молодость, и как больно рушатся иллюзии годы спустя! А жизнь не стоит на месте, и в череде событий многое сменяет друг друга. Продвигаясь по сюжету, мы видим, как поначалу Жанна окружена любящими родителями, затем она выходит замуж за Жюльена, которого сама себе выбрала, у неё появляется любимый сын Поль – источник её радостей и печалей. Но самым печальным оказывается то, что многое в жизни Жанны оказывается не таким, каким она себе это представляла или рисовала в воображении. Не все надежды оправдываются, не всем мечтам суждено будет сбыться, да и жизнь в целом оказывается вовсе не увеселительной прогулкой.

По мере развития сюжета Жанна всё больше сталкивается с жестокими сторонами жизни. Это и несчастливый брак, и обман, и смерти близких, и различные разочарования. Ей на её жизненном пути выпадает немало испытаний, горестей и прочих разных жизненных бурь, натиска которых, увы, она не выдерживает. Возможно, Жанна и могла бы, всего лишь приложив некоторые усилия, привнести некоторые изменения в свою жизнь, но её образ существования оказывается непригоден к быту и изменяющимся условиям жизни, а её привычки и представления о жизни, богатый и чувственный внутренний мир не дают ей возможности найти в себе силы противостоять обрушившимся на неё невзгодам и несчастьям. Она просто покоряется судьбе и живёт дальше, жалея себя и перебирая в памяти приятные воспоминания из своей жизни, вместо того, чтобы попробовать изменить в ней хоть что-то.

Главная героиня оказалась ярким примером личности, выросшей с весьма иллюзорными представлениями о жизни и не умеющей разбираться в людях. Мопассан весьма искусно показал её очень слабой женщиной, не способной стойко переносить выпавшие ей в жизни испытания и невзгоды. Совсем другой образ вырисовывается, когда смотришь ещё на одну героиню этой истории – горничную Жанны по имени Розали. Признаюсь, мне было весьма интересно следить на контрасте за историями жизни этих двух героинь, которые французский классик весьма искусно переплёл в своём романе. В то время как Жанна сожалеет о прошлом и несбывшихся мечтах и даже не пытается найти в себе силы противостоять время от времени обрушивающимся на неё несчастьям, Розали не опускает руки, старается ценить и то, что у неё было, и то, что у неё есть сейчас, как-то устраивает свою жизнь и не перестаёт в различных ситуациях помогать довольно беспомощной Жанне. Да, у каждого человека свой предел прочности.

Следить за происходящими с героями романа событиями, видеть различные ситуации, в которых они оказываются, мне было весьма интересно, тем более что описано всё это Мопассаном весьма живо и жизненно. А довольно красочные описания природы, встречающиеся в тексте, как по мне, весьма неплохо дополнили и скрасили повествование. Также во время чтения этого романа меня поразило невероятно тонкое понимание автором внутреннего мира женщины, её мыслей, чувств и эмоций. Мопассан просто мастерски описал разнообразные душевные состояния, настроения и оттенки чувств, рождающиеся у его главной героини под воздействием природы, любви, жизненных бурь и разочарований.

В целом роман "Жизнь" мне понравился и оставил у меня после прочтения весьма хорошее впечатление. Это очень легко, интересно, красиво и качественно написанная жизненная драма, в которой Ги де Мопассан весьма неплохо сумел показать различные грани жизни людей, их ожидания, мечты, проблемы и невзгоды, показать, что, несмотря на всякие трудности, порой случающиеся в нашей жизни, она может быть не так уж и плоха, как мы можем её считать. А ещё в этой истории Мопассан поразительно тонко и чётко сумел показать, что жизнь – это не то, чего мы ожидаем, это то, что нам дано испытать.

картинка DmitriyVerkhov

2). "Милый друг", 5 из 5

Вторым произведением Ги де Мопассана из этого сборника, понравившемся мне даже больше, чем роман "Жизнь", оказался замечательный, очень увлекательный, написанный красивейшим слогом и весьма актуальный и в наши дни роман "Милый друг", в котором французский классик мастерски переплёл темы любви, денег, положения в обществе и человеческих отношений и очень чётко показал, как в лживом, развратном, продажном, циничном и расчётливом обществе, пусть и ловко скрывающем свою порочность за маской порядочности и респектабельности, не найти места чему-то чистому, доброму, светлому, истинным ценностям и искренним чувствам.

На страницах этого интереснейшего романа Мопассан рассказывает своему читателю поразительную и очень увлекательную, на мой взгляд, историю о невероятном восхождении по социальной и карьерной лестнице одного очень амбициозного и расчётливого, но обладающего несомненным шармом молодого негодяя, ловкача и приспособленца, стремящегося во что бы то ни стало занять высокое положение в обществе. Имя этого авантюриста Жорж Дюруа. Родом он из провинции, он молод и красив, но не блещет какими-то особыми талантами, не обладает ярким умом и, по сути, ничего из себя не представляет. Зато он очень амбициозен и хитёр (даже слишком), честолюбив, тщеславен и завистлив. Он мечтает о блестящей карьере, богатстве и славе, но у него нет ни особого ума, ни трудолюбия и упорства, ни сильной воли и желания работать, чтобы самостоятельно добиться всего этого. Как позже мы узнаём, Дюруа ради достижения своих целей и лучшего положения в обществе готов идти по головам, ловко манипулировать и использовать людей (в особенности женщин), предавать друзей, особо не мучаясь при этом хоть какими-нибудь угрызениями совести.

На самом деле главный герой весьма жалок. В самом начале мы видим, что Жорж Дюруа представляет собой довольно жалкое зрелище и мечтает лишь о паре франков, недостающих ему на обед, но это всего лишь мелочи, по сравнению с тем, какими непомерными будут желания и амбиции и каким блестящим подъём по социальной лестнице этого хитрого авантюриста и ловкача, о чём столь увлекательно и будет рассказывать нам Ги де Мопассан со страниц этого романа.

Одна небольшая услуга, оказанная Жоржу по доброте душевной одним его старым знакомым и его женой, несколько улучшившая его положение, приводит к тому, что в руках у нашего героя оказывается простое и верное средство, позволяющее добиться в этой жизни практически всего, чего ни пожелаешь. И средство это – женщины, которые так падки на красоту, внимание и ласки. Дюруа понимает, что именно женщины руководят всем в этом мире, и, если найдёшь к ним правильный подход и сможешь ими манипулировать, то, вне всяких сомнений, добьёшься успеха, положения в обществе и всего, чего захочешь. Ищите женщину и найдёте деньги и положение.

По мере продвижения по сюжету Мопассан страница за страницей показывает нам, как блестяще пользуясь своей внешней привлекательностью и обаянием, умея произвести правильное впечатление на женщин, а также имея недурственные актёрские способности, Дюруа втирается в доверие к различным женщинам, среди которых оказываются Мадлена Форестье, Клотильда де Марель и Вирджиния Вальтер, и, постепенно обретая над ними всё большую власть, начинает использовать их как социальную лестницу, поднимаясь по которой наш герой всякий раз неизменно добивался успеха, улучшал своё социальное положение и удовлетворял свои всё возрастающие желания и амбиции. Я точно не скажу, что такое поведение главного героя достойно восхищения, но в процессе чтения меня всякий раз поражало, с какой лёгкостью Жоржу Дюруа удавалось охмурить очередную женщину, увлечь, соблазнить, ловко опутать её паутиной лжи и сладострастия, шепча на ушко нежные слова, не любя ни одну из них по-настоящему и лишь используя их для достижения своих целей. В таких его действиях удивляет просто поразительная смесь удачи, холодного расчёта, напора и ловких приёмов обольщения, с помощью которых он обретал расположение у женщин, а затем и власть над ними. А что же женщины? Удивительно, но и Мадлена, и Клотильда, и Вирджиния – женщины в принципе неглупые – каждая из них, в конце концов, оказывалась в его чарующей власти: жалела бедного Дюруа, верила его пустым словам, взглядам, наигранным слезам, давала ему всё, чего бы наш герой ни пожелал. И, несмотря на то, что все они жестоко обманулись в своих чувствах и в истинных намерениях Жоржа по отношению к ним, каждая из них всё равно продолжала считать его милым другом и оставаться к нему благосклонной. Честно скажу, что ни одну из этих героинь мне не было жаль, поскольку сами же они и виноваты, раз позволяли Дюруа так вертеть собой. Жаль лишь Сюзанну, молодую девушку по своей глупости и неопытности тоже поверившую этому хитрому обольстителю.

Образы главных героев этой истории получились у Мопассана очень яркими, объёмными и реалистичными. Их внешность, манера поведения и даже детали одежды описаны автором очень чётко. Касательно главного героя мне понравилось, что, рисуя его портрет, Мопассан не использовал одну лишь чёрную краску и не стремился сделать его образ каким-то очень уж отталкивающим. Особо сильной симпатии главный герой у меня, конечно, не вызвал, но его образ, несомненно, получился очень ярким и интересным. На его примере писатель весьма тонко и искусно показал, что такое поведение Жоржа Дюруа, его поступки и образ жизни оказались обусловлены условиями жизни в тогдашнем высшем обществе и теми порядками, нормами и понятиями морали, которые в нём главенствовали.

картинка DmitriyVerkhov

"Милый друг" мне очень понравился. Как по мне, этот роман получился очень интересным и захватывающим, жизненным и реалистичным, наполненным яркими образами персонажей, тонкой сатирой и драматизмом в описываемых на его страницах ситуациях, в которых оказываются герои. Как и роман "Жизнь", "Милый друг" написан простым и красивейшим языком. Изображению образов и характеров персонажей и описанию происходящих с ними событий в этом произведении так же, как и в романе "Жизнь", характерны ясность и лаконичность, простота и естественность. Читается роман легко и увлекательно, а рассказываемая в нём история затягивает настолько, что порой её хочется продолжать читать, не отвлекаясь ни на что другое.

В целом я очень рад, что открыл для себя творчество Мопассана, столь чётко и реалистично рисующего на страницах своих произведений картины общественной жизни, столь тонко и глубоко описывающего пороки и несовершенство общества и человеческих отношений.

Книга прочитана в рамках игр "Книжное путешествие", "Покорители вершин. Тур №3", в играх "Строительство Книжной страны!", "Книжный кинотеатр" в клубе Книжная страна, в игре «Горка из европейских писателей». Tур 2 (2024) в клубе Austenland, в игре "Чайный уголок «Камелия»" в клубе Уютная кофейня, а также в играх "В лабиринтах Архива", "Громкое дело", "МОПС. Рыбье брюхо" и "ЗАПРЕТНЫЙ ЭТАЖ" в клубе Министерство Обстоятельств, Причин и Следствий
Мой тёплый и радостный привет Ане, Blanche_Noir . Теперь я тоже знаком с Мопассаном.)

Комментарии


Ой, очень приятно поймать твой тёплый и светлый привет, Дима!) Спасибо!:)

А ещё в этой истории Мопассан поразительно тонко и чётко сумел показать, что жизнь – это не то, чего мы ожидаем, это то, что нам дано испытать.

Очень хорошо сказано, Дим. И очень точно. Если бы Жанна не жила иллюзиями, ей бы пришлось гораздо легче пройти свой жизненный путь. Но, к сожалению, судьба нам готовит земные кочки и преграды, которые не преодолеть на крыльях иллюзий. Хотя, несмотря на все объяснения истории героини, Жанна, конечно, вызывает сострадание.

Честно скажу, что ни одну из этих героинь мне не было жаль, поскольку сами же они и виноваты, раз позволяли Дюруа так вертеть собой. Жаль лишь Сюзанну, молодую девушку по своей глупости и неопытности тоже поверившую этому хитрому обольстителю.

Полностью с тобой согласна относительно женских образов... И бедной Сюзанне, думается мне, предстоит выдержать самый тяжелый удар Дюруа. Я даже поймала себя на мысли, что с интересом прочитала бы продолжение романа.)

Дима, спасибо за такую очаровательную рецензию.) С удовольствием прочитала твои впечатления от знакомства с Мопассаном.) Поздравляю тебя с удачным почином!) Думаю, теперь у вас с автором будет немало приятных и захватывающих книжных встреч:)


Если бы Жанна не жила иллюзиями, ей бы пришлось гораздо легче пройти свой жизненный путь. Но, к сожалению, судьба нам готовит земные кочки и преграды, которые не преодолеть на крыльях иллюзий. Хотя, несмотря на все объяснения истории героини, Жанна, конечно, вызывает сострадание.

Согласен с тобой. Ань, как красиво ты тут написала! Зачитаешься!)

Я даже поймала себя на мысли, что с интересом прочитала бы продолжение романа.)

Думаю, мне бы тоже было бы интересно прочитать продолжение "Милого друга" (возможно, оно имело бы название "Милая подруга", как знать?), если бы таковое оказалось.

Поздравляю тебя с удачным почином!)

Спасибо, Ань!)

Думаю, теперь у вас с автором будет немало приятных и захватывающих книжных встреч:)

Ну, будем надеяться. Но пока что Мопассан в бумаге у меня закончился.)


Ань, как красиво ты тут написала! Зачитаешься!)

Тебе спасибо на добром слове, Дима.) Сижу, читаю, улыбаюсь.)

Думаю, мне бы тоже было бы интересно прочитать продолжение "Милого друга" (возможно, оно имело бы название "Милая подруга", как знать?), если бы таковое оказалось.

А какой любопытный вариант заглавия у тебя, Дима!)
Даже напрашивается мысль о сюжете несуществующего продолжения книги в виде описания возмездия Вселенной, подготовленном Жоржу в образе молодой супруги, эдакого "милого друга" в корсете и юбках.)

Но пока что Мопассан в бумаге у меня закончился.)

Понимаю.) Да, к тому же, читать залпом одного автора вредно.) Поэтому... буду ждать в будущем твоих новых рецензий на Мопассана.)


продолжения книги в виде описания возмездия Вселенной, подготовленном Жоржу в образе молодой супруги, эдакого "милого друга" в корсете и юбках.)

Да, такое продолжение, думаю, действительно могло бы оказаться весьма любопытным.)