Больше рецензий

14 марта 2024 г. 19:35

289

5

Небольшая пьеса, которую Гоголь начал писать в 1833 году (то есть когда ему было 24 года) и закончил в 1835-м, окончательно доправив её в 1841-м (перед выходом собрания сочинений).
Вроде и простенькое произведение, но и не совсем, на самом деле.
Нет здесь ни одного резко отрицательного или (почти) идеально положительного героя (то есть, как оно в жизни и бывает в реальности), а это уже, думаю, по тем временам достаточно революционно (зрителю же (во все времена, а тогда тем более) обычно гротескные персонажи нужны, чтоб если уж ты пришел в театр, сел в кресло и ого-го-го: смеяться, так смеяться, плакать, так плакать и тп).
Сама ситуация, когда для вполне симпатичной девушки (и главное - с хорошим приданым) сваха нашла аж целых 6 женихов-дворян... и это при том, что редкость, и, соответственно, ценность русского дворянства была на порядок выше средневропейского: у нас дворян было всего около 0,9% населения, тогда как в Европе - от 8% до 12%, и бОльшая часть этих женихов (целых четверо) и + ещё один жених-купец Стариков как-то спонтанно (и в то же время практически одновременно) приходят свататься.
Поведение Подколесина кажется странным (и даже как-то жалостливо-раздражительным) - он ведь, вроде волнуется-готовится... а когда ожидаемая событийность слишком резко готова вдруг произойти... он (вполне, кстати, резонно) так же вдруг понимает, что всё это слишком резко... - А разве нет? Как это вы себе представляете: люди в первый раз видят друг друга, толком даже не успевают пообщаться (я уж не говорю: разглядеть) - и вот тебе сразу: надо идти под венец?! - Что, и вправду в те времена были такие порядки?
Поэтому поступок Подколесина вполне даже интуитивно-разумный поступок, не очень красивый, это да, но тем не менее... И конечно же Гоголь в Подколесине (осознанно или неосознанно) во многом ассоциирован сам с собой, думаю... А вот эти резкие "перформативные" ходы (такие, как выход-убегание в окно) многие писатели будут в дальнейшем конечно же использовать (Достоевский, в первую очередь)... Гоголь феноменально умел чувствовать как структуру и энергетику текста, так и читательское восприятие и смакование смыслами и словами...