Больше рецензий

14 марта 2024 г. 18:49

353

2 Неумеренные ожидания


Итак, Бальзак.

Начну с факта: главы в романе — это отдельные рассказы, написанные Бальзаком в разное время жизни и собранные в единое произведение ради того, чтобы вышел целый роман, на продаже которого можно сделать денюжку. Что ж, у многих авторов не бывает вдохновения на написания стоящих вещей, поэтому приходиться крутиться в колесе.

Вышеназванным фактом объясняется вся та сумятица, что происходит на каждой буквально странице этого весьма посредственного произведения. Бальзака я люблю, чего стоят его «Шагреневая кожа» и «Отец Горио»! Но этот текст, правда, не только не впечатлил, но разочаровал самым неожиданным образом.
Конечно, нельзя игнорировать, что автор умело работает с женскими персонажами, они у него всегда живые и яркие, словно не выдуманные, а списанные с точностью до мельчайших деталей с реальных людей, да и вообще с описаниями природы той же Бальзак работает грамотно, пусть и не так искусно, как Мопассан, к примеру. И все же…все же не понимаю я Жули, главную героиню. Она кажется мне не просто глупой, но капризной и недалекой мечтательницей, которая дальше своего носа не видит и ждет от реального мира, сурового и искусственного Парижа того времени, что тот принесет ей на блюдечке с голубой каемочкой великолепного принца. Нет, я нисколько не осуждаю эту её мечтательность, но ощущение, что она всю свою жизнь любила страдать. И нет, это страдание, вопреки словам Бальзака, не облагораживает душу, не преображается она и не становится глубже и чище, когда её хозяин день за днём терзается все больше (тут уместно сказать «имхо»).

Персонаж, к которому я действительно испытала капельку сочувствия, — это Элен. Хотя, откровенно говоря, ни один герой не стоит потраченного на текст времени.  

Каждую главу персонажи меняются, с фанфарами в конце муж Жюли вообще оказывается в лапах негодяев и начинается сюжетик в духе «Пиратов Карибского моря». Откуда, спрашивается, это все?

Возвращаемся к началу сей рецензии. 

Это должны были быть рассказы, а не роман. И в копилку вопросик по поводу «женщины бальзаковского возраста»: речь о тридцати годах в общем или тридцати годах Жули? Потому что в первом случае я ещё могу приложить усилия, чтобы кивнуть головой, во втором я только раздраженно фыркну: нет, никакого попадания. И пусть образ Жули был обрисован во всех красках, я не могу испытывать к нему ничего, кроме тупого недоумения. Чем-то напомнила она, как сказали ниже, Эмму Бовари. Но там, конечно, конфликт был глубже, да и персонаж, по правде говоря, действительно заслуживал сочувствия. 

Но основная претензия, позвольте мне такую смелость, к Бальзаку, объединившему столь различные кусочки пазла в один — что не сходится с самого начала, не сойдется и затем. 

Да, возможно, я перегнула палку в этой рецензии, однако примите во внимание мое горькое разочарование. Как бы то ни было, Бальзака еще читать и читать…