Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 марта 2024 г. 15:03

114

4 "Без интереса искусство не существует"

Сумей он отбросить все мысли о передаваемой по наследству болезни, выйти в свет и окунуться в безумную толпу, он стал бы литературной фигурой национального масштаба...

Толстенный талмуд, и это только первый том. Не могу сказать, что мне было неинтересно, но - я-то, все-таки, поклонник и почитатель, все упомянутые рассказы знаю почти наизусть, ровно как и упомянутых в книге людей. Для тех же, кто о Лавкрафте только слышал, лучше начинать знакомство с его биографией с чем-нибудь... менее объемным.
Собственно, вся жизнь Говарда Филлипса Лавкрафта в этой книге разобрана чуть ли не по минутам. Где жил, чем занимался, с кем общался, что написал и даже - что, возможно, думал. Автору, правда, хватает такта не приписывать объекту исследования свои мысли, но - поражает, насколько детально можно восстановить жизнь самого обычного, на самом деле, ничем не прославленного в своё время человека. Честно, неоднократно мелькала мысль: как много народа кормится на жизни человека, который при жизни едва мог себя прокормить. А потому - как-то все эти мелкие детали не вызывают доверия, очень похоже на обычные байки, которые сограждане post factum рассказывают о знаменитом соотечественнике. С другой стороны, в книге много подлинных документов, писем, изданий... Автор собрал всё, до чего смог дотянуться.
Впрочем, это всё, скорее, к плюсам. Минус тут только один - господин Джоши не является поклонником "странной литературы", ему определенно не нравятся страшные рассказы. В книге очень много уделено внимания деятельности Лавкрафта в самиздате, и автор в восторге от сатирических и пародийных стихов Говарда Филипповича, но - кто сейчас знает Лавкрафта-сатирика? А вот weird tales, принесшие ГФЛ славу, у Джоши вызывают едва ли не раздражение.

История становления Лавкрафта-писателя настолько завуалирована его деятельностью в любительской журналистике, что почти не просматривается.

В книге упомянуты все рассказы, которые Лавкрафт написал за описываемый период, но - они очень странно толкуются. Я не говорю здесь об откровенно расистских произведениях, которые г-н Джоши, конечно же, осуждает (кстати, а почему бы не зачесть их за сатиру, а?), нет, я говорю о самых известных рассказах, таких как "Храм" или "Безымянный город".

Пожалуй, побрюзжу немного
Например, в рассказе "Иранон" автор видит "социальное неравенство" и утверждает, что герой "не выдержал" того, что он не принц, а сын нищего. Однако - достаточно только внимательно прочитать рассказ - герой лишается молодости и красоты, обнаружив, что город его мечты, в поисках которого он странствовал, не существует. Что он сам когда-то его выдумал. Мечта разбилась при столкновении с реальностью, и какая разница, кто он по происхождению?
В рассказе "Храм" герой в конце решает "пойти на огонек" на дне океана. Джоши утверждает, что герой нашел выживших атлантов, и сетует, что в одном из своих писем Лавкрафт называет свет из храма "ведьминым костром". "Как читатели должны об этом догадаться?" Но, если учитывать развитие сюжета, понятно, что никаких выживших в храме нет, что немецкий капитан (которому Джоши, кстати, определенно симпатизирует) отправляется на встречу с чем-то ужасным... или вовсе сошел с ума от безысходности и одиночества.
"Безымянный город", по мнению Джоши, "худшее из его произведений", которое "почему-то всегда нравилось Лавкрафту". Не поленюсь процитировать полностью: "Откуда взялись существа, построившие безымянный город? Ничто не указывает на их внеземное происхождение, но если это всего лишь первобытные люди, почему они так странно выглядят? Их тела как будто составлены из частей разных животных, что не соответствует ни одной известной эволюционной схеме. Каким образом они продолжают жить в недрах земли?... Более абсурдных претензий к рассказу ужасов придумать невозможно. С чего г-н Джоши взял, что твари, появляющиеся из сияющего портала, продолжают жить в недрах земли? Что они вообще живы? Это же не научная диссертация, в конце концов, а художественное переложение сна, что признавал сам ГФЛ.
свернуть

Еще из странного - автор удивляется объему чтения Лавкрафта. "Получается, он ежемесячно, а затем и еженедельно прочитывал каждый выпуск (речь идет о журнале) объемом в 192 или 240 страниц "от корки до корки": огромное количество массовой литературы..." 240 страниц в неделю, с учетом того, что ГФЛ нигде не работал - это огромное количество? Для писателя? Или чукча не читатель? Есть и другие мелочи, которые показались мне странными, но эта почти возмутила.
Так что, несмотря на огромную проделанную работу, книга оставила странное впечатление. Порекомендовать ее могу разве что фанатам ГФЛ, да и сама не уверена еще, что второй том буду читать в скором времени. Однажды прочитаю, конечно, но сперва немного от г-на Джоши отдохну.

Урок литературоведения, тур 132