Больше рецензий

13 марта 2024 г. 03:01

115

5 Иногда люди внутри пусты, иногда люди внутри мосты…

«Иногда люди внутри шуты, иногда люди внутри киты…»


«Иногда люди внутри просты, иногда люди внутри костры…»


«Иногда люди внутри чисты, иногда у кого-то внутри есть Ты.»


   Валсарб — слово-перевёртыш, отражающее суть книги очень точно. Белорусский городок Браслав, в котором разворачиваются действия романа, на самом деле, ощущается всё же как другая, отдельная реальность, которую читатель видит глазами ребёнка. Эта книга совершенно особенная для меня, она «моя» — очень близкая к душе и очень пронзительная. История одинокой девочки, живущей в том же мире, что и другие, но совершенно другом одновременно. Книги и слова — лучшие друзья её. Она находит в них утешение. А из  близких людей у неё — Дед, Баба и Невидимый человек. Её восприятие тоньше, и потому давно умершие люди, души которых остались без имени, выбрали эту девочку: она видит их, она очень не от мира сего, погружена в духовное, воспринимает всё иначе. Она, надеются невидимые люди, сможет найти способ вернуть им имена. 

Интересно и то, что имени самой девочки мы не знаем. Она так одинока, что почти всегда чувствует свою ненужность. Очень много в этом романе такого, что зацепило болью самые хрупкие струны души. 

   Повествование начинается с раннего детства, и, чем старше становится героиня, тем связаннее и полнее описываются события её жизни. Детство её протекает в советское время, и жизнь, несмотря на всю тяжёлую, порой грубую реальность, воспринимается этой юной душой так глубоко, что невозможно не заметить поэзию в  романе. Из поэзии этой соткана жизнь девочки, слова — это её призвание, их у неё «двойной комплект». Язык книги заслуживает отдельного внимания. Модернистская традиция мне не всегда близка, но здесь она так гармонична, так естественна, что нельзя представить себе, в какой иной форме могла бы существовать эта история. Внутренний мир другого бывает трудно и больно принимать в себя. Особенно в тех случаях, когда герой — не пустышка, а человек духовно проницательный, стремящийся к высокому. С «Валсарбом» именно это я и чувствовала. Но эта боль того стоила: она сделала душу чище, сердце шире. О мастерстве автора можно судить и по тому, что роман воспринимается на уровне автобиографического, таковым не являясь.

   В книге затронуто множество важных тем: Бога, Любви, веры, одиночества, памяти, взросления, дружбы, человеческих отношений, смерти, войны… найти в ней можно очень много, потому что книга эта — огромная ценность для читателя, да и просто для любого человека, кто примет её сердцем. Так случилось со мной. Я чувствовала, что это не наигранно, а выстраданно. Мне уже не хватает этой истории, уже жду перечитывания, жду, когда вновь окунусь в этот уязвимый, но такой по-настоящему трогающий за живое, за душу, мир девочки, которая всегда была собой и шла своим путём, играла словами и верила в Пана Бога даже тогда, когда у неё были к Нему вопросы.