Больше рецензий

CompherKagoule

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2024 г. 21:29

308

4.5 Кому на Руси жить нехорошо? И кому — хорошо?

Интересное путешествие совершил Челищев: от Ладоги до Архангельска, далее — по местам вдоль рек Двина и Сухона. Он постарался, насколько позволяли обстоятельства, осмотреть весь северный край.

o-r.jpg


С критическим мышлением у автора полный порядок, но иногда он уж слишком серьезен, хотелось побольше иронии.

Плыл путешественник парусами, веслами, часто и бечевой, то есть с помощью семи бурлаков, которые наняты на весь путь и путешествуют в том же судне. Впрочем, к ним прибегают, когда не справляются более эффективные приспособления.

***

Начало путешествия пролегало неподалеку от Ладоги, и в этой местности царила такая безысходность и бедность, что читать об этом невесело.

Большинство населения принадлежало к крестьянскому сословию, а земля здесь уже не столь плодородна, как на югах. Поэтому мужички нанимались на различные работы, уезжая в Санкт-Петербург и другие города, на вырученные деньги покупали хлеб и этим купленным зерном платили оброк.

Почему они не ловили рыбу на продажу, а перебивались с хлеба на квас или разъезжались на заработки? Не совсем понятно. С одной стороны, живности в озере много, с другой — дорога не торная, может быть, трудно продать. На еду себе рыбалка у всех, с голоду не умрешь, и то хорошо.

Читая первую часть, постоянно жалела население. Как медленно крутятся колеса государственной машины! Нет такой должности, чтобы придумывать, как бы получше устроить народ. Нужен любящий глаз и железная рука, а именно в них всегда недостаток.

Что ж, чем севернее, тем хуже? А вот и нет!

***

По северному океану, заливам и рекам шуршат и снуют норги, немцы и англичане, вот почему этот край населенный, бойкий, богатый. Есть торговля — значит, на хлеб с маслом и икоркой наберется.

Женщины ткут на продажу холсты, разноцветные кушаки, множество разных изделий. Ловят сельдь и семгу — сбывают по отличной цене.

o-r.jpg

Торговля тканями сто лет спустя

Один из погостов, сплошь населенный крестьянами, так хорошо торговал, что в нем за год проходило семь "ярмонок", почему все население повысили до мещан и купцов, а погост переименовали в город, что дало гражданам некоторое количество плюшек.

Торгуют бойко, да не всем: у государства абсолютная монополия на соль, без которой не хранится рыба, и на горячительные напитки, без которых, как помним, нет жития на Руси.

Но это еще не все. Встречаются и настоящие буржуины: это те, кто путешествует на алеутские острова и возвращается оттуда с пушниной и добытым морским зверем.

Государство прохлопало столько гешефтов, что из сегодняшнего дня аж обидно... С другой стороны, добытый чиновниками куш вряд ли обогатил бы местное население.

Деревянных церквей и монастырей упоминается очень много, каменное строение всегда в диковинку, даже каменные храмы в основном лишь по городам. Попадаются интересные зарисовки о местном священстве.

В целом кажется, что люди предоставлены сами себе, и в богатых местностях это не плохо.

Челищев обращает внимание на такие особенности русской жизни, каких в справочниках не найдешь. Например, он описал диалектные северные словечки.

***

По направлению Тотьма - Вологда - Санкт-Петербург картина несколько другая, дорога идет через города. И во всем уже начинает чувствоваться пригляд государства.

Барки идут по рекам, везут московские, петербургские, вологодские и немецкие товары, из малых городов — рожь, пшеницу, гречу, горох, просо, перловую, гречневую, ячневую, овсяную крупу. Все это именуется хлебом, все распродается крестьянам за деньги или за: деготь, железо, сталь, железные вещи и деревянную посуду.

Тут уже за народ переживаешь меньше.

А за купцов совсем не переживаешь: все купленное у крестьян за гроши продают со знатным барышом в Рыбинске, Петрозаводске, Вытегре и на той же ярмонке.

Тут уж не редкость каменные строения и состоятельные люди.

Замечательный край, интересный материал о нем.

Но как книгу его читать тяжеловато, не советую. Челищев записывал все подряд, давал целыми блоками добытые на местах статистические данные.

Часто текст экономико-этнографический. Это скорее источник, чем легкий нон-фикшн.

Спаси книгу — напиши рецензию/ Читаем классику вместе