Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

12 марта 2024 г. 18:26

380

4 Не первый, но самый-самый

картинка Dolores_C

«Дракула» Брэма Стокера не был первым произведением о вампирах. Не был он ни вторым, ни даже третьим. Однако стал тем самых железобетонным фундаментом, на котором по кирпичику стали возводиться всё новые и новые творения на тему клыкастых созданий ночи.

Ещё в середине XVIII века о вампирах слагали стихи и поэмы, причём все с эротическим подтекстом. Даже «Кармилла» Ле Фаню, случившаяся за двадцать с лишним лет до «Дракулы», явно тяготеет к эротике, более того — недвусмысленно намекает на *шёпотом* нетрадиционные отношения. То есть изначально образ вампира сочетал в себе опасность и эротизм. И вот тут, вспоминая современных секси-вампиров, в который раз убеждаешься, что всё новое — хорошо забытое старое.

За полвека до «Дракулы» в России о вампирах писал Алексей Константинович Толстой («Семья вурдалака», написанная на французском языке, и «Упырь»). Но стоит ли удивляться, что скромные творения Алексея Константиновича не выстрелили на весь мир, хотя и стали классикой, переиздаваемой у нас и по сей день?

И вот, под занавес XIX столетия, прогремел «Дракула». Стокер стряхнул с образа вампира весь флёр эротизма, превратив его в абсолютное зло, несущее смерть и забирающее души. И это было верным решением. Сейчас, когда «Дракула» не напугает и первоклашку, трудно судить о том, какой эффект произвёл он на современников автора, но наверняка нервишки пощекотал им знатно. Людям нравится почитывать что-нибудь жутенькое, сидя у себя дома в полной безопасности, на любимом диване и под уютным пледом. Это ещё одна из причин успеха романа.

Стокер создал вполне чёткий, стройный образ вампира: рассказал о его внешности и повадках, о том, чего тот боится, и как его убить. Именно Дракула стал тем самым, классическим, образом вампира, от которого впоследствии начали отталкиваться другие авторы. Это обессмертило Стокера и его «Дракулу».

Приступая к чтению, я понимала, что роман морально устарел, поэтому заранее была готова к его наивности. Он абсолютно не страшный, но готическая атмосфера есть и она очень хороша. Роман неспешный, особенно поначалу, но мне понравился слог Стокера, так что скучно не было, хотя, опять же, эпистолярный жанр я не очень люблю. На всю книгу наберётся два-три по-настоящему напряжённых момента. И это уже хорошо. Плохо, что все они приходятся примерно на середину, а финал, напротив, вышел очень спокойным и ровным. Чуть больше драйва и жути именно в решающих сценах — и я поставила бы книге самую высокую оценку. Но увы.

Забавнее всего было читать о том, как бедняжке Люси успешно перелили кровь нескольких людей. Она должна была обладать колоссальным везением, чтобы кровь каждого из них оказалась её группы и резус-фактора. А везением Люси Господь явно обделил, раз именно её Дракула включил в своё меню. Я знаю, что в то время ещё не открыли группы крови, и её переливание было сродни лотерее, так что это замечание не в упрёк Стокеру — всего лишь маленькое наблюдение человека, помешанного на теме медицины.

В остальном «Дракула» — хорошая, неторопливая, но при этом атмосферная классика. Те истоки, с которыми есть смысл познакомиться, если вам нравится вампирская тема.