Больше рецензий

11 марта 2024 г. 23:07

189

5 найти себя и стать счастливым

Однажды у одного перспективного вскрывателя гнойных нарывов на теле общества, — юного журналиста Виктора Бенгарта, — заболел палец на ноге, что предзнаменовало собой неотвратимо грядущий тур по Золотому кольцу в компании перспективной российской молодёжи и троих приезжих немцев, интересующихся российской культурой... В общем-то, да, это должна была быть книга о том, как одарённые подростки путешествуют по известному туристическому маршруту...

Но, пожалуй, стоит всё-таки отметить, что «Кусателя ворон» написал Эдуард Веркин, а значит, здесь всё не так просто.

Естественно, «лучшие из лучших» российских подростков оказываются вовсе не подающими надежды музыкантами, поэтами, филантропами, спортсменами и победителями олимпиад, а сыновьями-дочерями местных так или иначе власть-и-деньгиимущих, но выясняется это уже в дороге, принося с собой некоторого рода проблемки.

Вот немцы, да — настоящие, но одна играет на волынке (инструмент, прямо скажем, специфический), второй рисует фантастическую хтонь о том, как кого-то сожрали или где-то конец света, третий вообще водолаз. Отчасти поэтому во время визитов тургруппы в детский дом депрессуют взрослые и плачут дети, а ответственный за хлеб и зрелища блогер Бернгарт вынуждает сына начальника Департамента культуры есть на сцене кактус и читать в журнале «Здоровье» про опоясывающий лишай, чтобы хоть как-то спасти ситуацию. Кстати, если вы хотите трястись от смеха, как увидевший гирлянду эпилептик, то эта сцена — для вас.

«Кусатель ворон» не приобрёл бы, наверное, той самой (чагинской, ага) веркинской атмосферы, если бы путешествие подростков прошло по плану и намеченному маршруту, неее... Веркин закидывает юные дарования в глушь и насылает на них испытания, призванные прощупать их со всех сторон, заставляющие задуматься, кто есть кто. Даже широко известный в узких кругах своими быдлесками (ироничными описаниями проблем разного уровня то есть) Бернгарт в какой-то момент перестаёт коннектиться с реальностью и адекватно её оценивать. Меняются и другие герои — растут над собой, находят неожиданные на первый взгляд увлечения, обзаводятся светлыми сторонами, перестают быть детьми МЧсовцев, МВДшников и пресвитера и становятся личностями самостоятельными с вполне определёнными жизненными ориентирами.

Это был бы даже немного роман-взросление, но здесь дело в том, что веркинские подростки таковыми как раз не воспринимаются — слишком у них взрослый взгляд на мир, хотя и подростковой фигни они вытворяют предостаточно. Но я вижу в этом и плюс: книга будет интересна людям, которые понимают отсылки к литературе, истории и искусству, то есть в основном (за редким исключением) тем, кто уже далековато ушёл от своих прекрасных шестнадцати.

Не обошлось и без колоритного магического реализма, который присутствовал буквально на последних нескольких страницах и был очень даже к месту.