Больше рецензий

11 марта 2024 г. 18:56

168

4 Страшнее не иметь возможности убежать от насилия в семье, чем бороться с монстрами.

Сияние – классика, до которой все не доходили руки. Но вот теперь прочел. В целом, книга понравилась, хотя бывали и лучше. Здесь не очень понятно, почему отель оказался сосредоточением зла, как это зло набрало силу, почему проявлялось именно таким образом. И некоторые конкретные эпизоды не показались убедительными.

Например, как я ни старался, я не смог наполнится жутью от описания проделок стриженных кустов. Да и тема с шлангами от огнетушителей не набрала всей возможной выразительности. Остается просто принять, что в мутной истории отеля поселилось некое зло, которое давит на слабые места людей. Ну ладно.

С героями все намного лучше – и это большой плюс. При этом, на самом деле, мне больше всего понравился образ Венди, хотя она и не самый главный персонаж. Ее боль, ее мысли, ее поступки кажутся наиболее реалистичными. Эта постоянная надежда, что все еще может быть хорошо, или хотя бы может стать лучше. Попытки спасти семью, ребенка, мужа, себя. Доведение до грани, когда вера кончилась, когда она не имеет смысла перед более жестокими обстоятельствами. Рефлексия заканчивается: либо тот, кого ты любил убьет твоего ребенка, либо ты попробуешь убить его сам. Страшно отбиваться от монстра, но страшно и засыпать рядом с мужем, не зная, насколько он вменяем. Не понимая, что важнее, то что он временами очень хорош или то, что временами - он отвратителен и опасен.

Джек – более противоречивая фигура. Не потому, что он в итоге проиграл себя, сломался и стал монстром. А потому, что так искусно созданное сопереживание все-таки постепенно рушится, замещаясь отвращением. Жертва детского абьюза, человек с неуравновешенной психикой, но все-таки неплохой человек, Джек вызывает сочувствие, пока борется с собой. Пока его основной проблемой является алкоголь и редкие вспышки насилия. Но когда его мысли смещаются (были смещены) на то, что он ущемлен, тем, что несет за все ответственность, а это не ценят.; когда он нащупывает дорогу к тому, чтобы начать выказывать «кто в доме хозяин», сочувствие заканчивается. Эгоистичный неврастеник превращается в омерзительную фигуру. Я не могу понять подобного перехода. Хотя, по примеру многих мужчин, замешанных в реальном насилии в семье, эволюция мыслей Джека – довольно распространенное явление.

С Дэнни все проще. Он славный, одаренный ребенок, которому больше всего на свете нужна любящая и дружная семья. Родителям нужна карьера или самореализация. Они больше ценят и обращают внимания на жилищные и материальные условия. Это важно, но для взрослых это приобретает гипертрофированную важность. Для Дэнни, если мама и папа ладят с ним и друг с другом, то лучше жить в гараже, чем во дворце, в котором нет любви. Дэнни – одаренный и непосредственный парень, которому выпало слишком много горя и утрат. Он, как и его образ, искренний. И слишком простой, чтобы надолго зацепиться за него взглядом. Хотя показана нестандартная и интересная черта – как дети воспринимают насилие на первых этапах. В данной версии и Джек, и Дэнни, готовы забыть его, лишь бы сохранить образ любящего отца. Ненависть приходит позже. Или нет.

Хотя в книге Дэнни отделяет отца, от демона, который в нем живет. В жизни так обычно не получается. И это очень опасная стратегия, правда, у ребенка выбора нет. В этом и ужас ситуации.

Позабавило, что уже в которой книге Кинга все заканчивается общим взрывом и разрушением. Расстроил знаменитый фильм «Сияние», который я посмотрел только сейчас. Ничем, кроме как клоунадой и пародией на книгу, я его обозначить не могу. Может, он и не плох сам по себе для кого-то, но только это совсем не «Сияние» Кинга.