Больше рецензий

11 марта 2024 г. 09:08

44

5 Спойлер

Произведение Антона Павловича Чехова "Шампанское (рассказ проходимца". Короткое, но очень мной любимое.

О Чехове сложно сказать что-то принципиально иное, чем было сказано до меня литературоведами, критиками, читателями. Могу лишь напомнить, что Чехов был врачом, а это не могло не отразиться прямо или косвенно на его творчестве. Часто он смеётся над своими героями хладнокровно и без страха показать человека в язвимом положении: глупым и смешным.

Антон Павлович не выбирает для своих произведений ни героев, ни известных личностей, ни даже маленького человека (за исключением, должно быть, "Человека в футляре"), который мог бы сделать многое, если бы не обстоятельства. Герои Чехова в большинстве своём, - это вообще во всём обычные люди, словно вырванные из серой массы, часто без талантов, часто наивные и оттого смешные. Единственное, что им дарит автор - надежду. Да такую, что они живут в мечтах, но им не суждено стать великими или выдающимися. Постепенно жизнь им открывает эту правду.

По отношению к "Шампанскому" зачастую люди делятся на два типа: те, кому рассказ не известен, и те, кто прочитал и решил, что на этом рассказе Чехов отдохнул.

Да, действительно, рассказ кажется нетипичным для автора, а главный герой совсем не глупым, и надежды у него никакой и вовсе нет. Ни о чём он не мечтает. Зато скучает. Знаменитая чеховская скука здесь присутствует во всей красе, можно даже выделить её как отдельного персонажа. "Несмотря на скуку, которая ела меня...", "когда даже воздух стынет от скуки".

Действующих лиц в рассказе не так много: начальник полустанка, его жена и её тётя. "... на 20 верст вокруг не было ни одного человеческого жилья, ни одной женщины, ни одного порядочного кабака". Историю рассказывает мужчина. По его словам, он абсолютно ничего уже не ждёт от жизни. Единственное его развлечение - это заглядывать в окна проезжающих поездов "да поганая водка".

Жена его очень любит. "Любила она меня безумно, рабски и не только мою красоту или душу, но мои грехи, мою злобу и скуку и даже мою жестокость, когда я в пьяном исступлении, не зная, на ком излить свою злобу, терзал ее попреками". А вот он её - нет. Но он не относится к ней с презрением, называет умной женщиной (по крайней мере в лицо), просто свою нелюбовь он отмечает как факт, "от своей совести нельзя прятаться".

Новый год оба ждут с нетерпением, ведь у них припасены две бутылки шампанского с ярлыком вдовы Клико, излюбленный напиток монархов и европейской знати. Единственный случай удачи, описанный в рассказе, - выигрыш шампанского на пари у начальника дистанции.

Когда муж открывал бутылку, та выскользнула из его рук и упала, пролилось не более стакана, но жена испугалась. Она верила в приметы, и решила, что что-то недоброе должно случиться с ними в этом году.

Мужчина с досадой думает про себя что такое недоброе с ним ещё может случиться. "Родители мои умерли, когда я был еще ребенком, из гимназии меня выгнали. Родился я в дворянской семье, но не получил ни воспитания, ни образования, и знаний у меня не больше, чем у любого смазчика. Нет у меня ни приюта, ни близких, ни друзей, ни любимого дела. Ни на что я не способен и в расцвете сил сгодился только на то, чтобы мною заткнули место начальника полустанка". Он перечисляет свои неудачи, но отмечает, что делает это без кокетства, не изображает страдальца, от точно знает, что с ним было и не жалеет себя.

Почему же это рассказ проходимца? Думается мне, что Антон Павлович использовал это слово не в значении "мерзавец, мошенник", а в значении "прохожий". Что такого в начальнике степного полустанка может быть от мерзавца? То, что он не любит жену? Нет, в рассказе это так естественно и честно, что вряд ли делает человека моральным уродом. Сам про себя он говорит: "...на преступление я, кажется, неспособен, суда же не боюсь". Соответственно, автор изображает лишь несчастного одиночку и неудачника, который рамками рассказа ограничен, и не может прыгнуть выше себя, не получит никакого развития. И даже любовь, которая пришла ему в виде тёти его жены, сделала всё в его доме прекраснее, но не его, он стал ещё слабее, чем был.

"Всё полетело к чёрту верхним концом вниз. Помнится мне страшный, бешеный вихрь, который закружил меня, как перышко. Кружил он долго и стер с лица земли и жену, и самую тетю, и мою силу. Из степного полустанка, как видите, он забросил меня на эту темную улицу". Именно мы, читатели, встретили эту заблудшую душу, пьяную и несчастную, которая, за неимением друзей, рассказала все свои печали нам. Здесь автор будто нарушает границы читателя, помещает в своё произведение.

Неловко как-то пройти мимо, но идти нужно, даже как-то хочется непременно выйти, и мы, конечно же, уходим, а несчастный остаётся. Автор не даёт возможности узнать что с героем случилось дальше, и именно это делает судьбу начальника степного полустанка очевидной.