Больше рецензий

9 марта 2024 г. 17:41

171

3.5 «Ты уверен, что жалость к себе – это роскошь, которую ты можешь себе позволить, Джек?»

Экранизацию романа от Стенли Кубрика я смотрела еще давно, и теперь, прочитав наконец-таки первоисточник, могу заявить с полной уверенностью: фильм мне не понравился совсем не зря! У Кубрика история получилась какой-то недореалистичной и недосверхъествественной, непонятно, на чем он все же делает акцент: на проблематике нашего мира или же мира мистического. Нет той самой границы, которая разделяла бы эти оба мира, и которая, к счастью, имеется в романе самого Кинга.

Стоит начать с того, что почему-то уже с первых страниц книги я влюбилась в семейку Торрансов, в особенности в маленького Денни. Торрансы располагают к себе читателя своей неидеальностью, у них имеется ряд действительно серьезных проблем, которые почему-то никто не торопится решать. Найти что-то общее с этой семьей и ассоциировать себя с ней смогут все, ведь у каждого в детстве отыщется что-то такое, что приходится переживать Денни на книжных страницах. Тому самому Денни, которого порой посещают вовсе не детские видения, образы, внушающие первобытный ужас, но самой страшной вещью в мире для которого все равно остается лишь слово РАЗВОД.

В романе используются классический прием жанра ужасов: отдаленная и закрытая от цивилизации местность, но это не ощущается чем-то избитым, потому что знаменитый отель «Оверлук» позиционируется таким же основным героем, как и все остальные персонажи, и еще потому, что и у отеля, и у супругов Торранс имеются свои собственные призраки, время от времени заявляющие о себе в нашей реальности. В их прошлом интересно копаться, оно не раскрывается в течение одной главы, а подается частями в течение всего сюжета, вплоть до самого конца.

Мне кажется, у Кинга получилось провести максимально удачную метафору домашнего насилия. Этому отлично послужили хорошо прописанные, живые герои. Видно, что Кинг с максимальным пониманием подходил к их созданию, осознавал, какие именно функции они должны будут выполнять в повествовании. Сама же идея отеля играет самую значимую роль, потому что в любом другом антураже Торрансы попросту бы не смогли проявить себя так эффектно, как в Оверлуке. Для меня эта книжка – это ответ на вопрос, который слишком часто и не к месту задают жертвам: «Почему же ОНА не уходит из насильственных отношений?». Но, по-моему, задаваться стоит совсем другим вопросом, и ответом на него будут отнюдь не сверхъестественные силы.

«Почему же ОН хочет в них оставаться?»