Больше рецензий

7 марта 2024 г. 20:48

145

3.5 "Выключите эту мелодраму."

Лёгонький детектив на один раз с привкусом искусствоведения, арт-дилерства и интриг. Я выбрала его читать по чистому совпадению: недавно с подругой у нас зашла речь за "Мону Лизу" и то, что ореол безумной известности вокруг в неё был порождён в том числе и историей с похищением, и тут вдруг мне на глаза попадается книга об этом.
Мысль, что ну точно надо прочитать, не зря же так совпало, была закономерной. Мне как раз нужно было что-нибудь лёгкое, приятное и без утомительных философских выкладок о смысле бытия на сорок страниц, выраженных через модные постмодерновые украшения. Должна отметить, что такому рецепту роман соответствует идеально.

Основная его интрига крутится вокруг, как ни странно, "Моны Лизы" и того, висит ли на самом деле в Лувре её подлинник. Или всё-таки в начале XX-ого века картину вывезли из Франции, а дальше она осела где-то в неизвестности, запрятанная в глубине очень чёрной частной коллекции.
Сюжет довольно простой: американец итальянского происхождения Перроне, типичный bad guy с внешностью плейбоя и трудным детством, в конце концов ставший приличным членом социума, одержим идеей найти правду о своём прадеде - похитителе "Моны Лизы" Перудже. Для этого он прилетает в Италию, когда получает известие о некоем прадедовском дневнике, всплывшем сто лет спустя. Но не только Перроне интересно, что там с картиной, а ещё и половине чёрного рынка, который, в отличие от главного героя, не сильно озабочен попытками не выделяться и не совершать противоправных действий.
И вот Перроне мечется по Флоренции и Парижу за следами прадеда, за Перроне мечется наёмник, за наёмником - агент Интерпола, который очень хочет поправить умирающую карьеру, за ними всеми - невнятная девица, которая хочет чего-то ещё более невнятного. И все при деле, так сказать.

С точки зрения логики история, правда, выглядит очень сомнительной, потому что вся череда бессмысленных убийств, сопровождающая убегание Перроне от киллера, вызывает очень важный вопрос - а полиции в мире романа, что ли, нет совсем? У Европы, как минимум, есть Европол с огромным количеством общих баз, неужели преступник, постоянно влипающий в разборки с драками и задержаниями, нигде не наследил своей ДНК? Да и осмысленность этих устранений свидетелей вызывает вопросы.
Но если отключить мозг и просто представить себе бодрый детективчик с погонями и кровищей, то и ладно, и хорошо, и так и надо.

Персонажи очень простые, зачастую - даже заметно нелепые, внятная мотивация выписана только у главного героя и его внезапного соглядатая из Интерпола. Особенно не повезло наёмному убийце, от которого читатель даже имени по итогу не узнаёт, что кажется мне несколько странным - он занял собой достаточно много текста, можно было как-то обозначить, кто это вообще был. Не исключаю, что такова была авторская задумка, продемонстрировать "человека без лица", тень, которая приходит и уходит, оставляя после себя только трупы, но с учётом, кхм, итогов выглядит это несколько спорно.
Хотя больше доставила "роковая женщина", чьё дело формально - соблазнять и добывать информацию, которая выписана настолько неубедительно, что над ней не хочется даже смеяться, а только обнять и плакать. Будь Алекс настоящим оперативником из самой захудалой спецслужбы, преступники бы рассказывали ей какие-нибудь незначительные подробности своей криминальной жизни только из жалости, чтобы её не выгнали со службы, потому что в этом жестоком мире иначе ей не выжить.

Вообще с точки зрения участников вся книга по итогу показалась мне именно что неубедительной, хотя основная канва, посвящённая непосредственно поискам картины, вполне неплоха. Но сопутствующие ей перипетии бесконечного человеческого нытья несколько утомляют - можно уже обратно про картины, а не про страдания о загубленной жизни, божечки-кошечки. Особенно раздражала меня любовная линия, которая выглядит как что-то из романтических комедий, когда герои влюбляются друг в друга с первого взгляда, потому что вот просто так надо. Ей уделено бессмысленно много внимания, при этом, если выкинуть все эти романтические вздохи о том, какие у неё волосы и какая у него спина, из повествования, ничего не поменяется.

Зато что мне неожиданно очень понравилось, так это образ заказчика всех картинных интриг, банкира и коллекционера, по крайней мере, та есть часть, что посвящена жажде обладания предметами искусства. То, с какой страстью автор описывает преклонение человека перед полотнами, завораживает, хоть в глубине души я и не понимаю, в чём сакральный смысл именно владения картиной единолично. Но те две сцены, где этот Кощей трясётся над своим златом в специально оборудованном подвале - едва ли не лучшее, что есть в книге, пусть этому герою и хочется влепить какой-нибудь психиатрический диагноз.

Читается очень легко: короткие главы, бойкий слог, много динамики, несколько внезапных сцен с каким-то полуголливудским экшном. К концу чтения меня начало обуревать традиционное подозрение, что роман писался с заделом на максимально простую и быструю экранизацию, потому что очень уж кинематографично выглядят описываемые сцены, даже заботливо указано, в какую сторону падает свет - да это же готовый сценарий. Слегка подправить внутренние монологи, и всё, можно снимать.
Может, на это и был расчёт.
Повествование довольно предсказуемое: кто кем кому приходится, я поняла примерно к середине, да и чем всё закончится, тоже. Хотя не могу сказать, что эта предсказуемость испортила мне удовольствие от чтения, просто ждать какого-то wow-эффекта от книги точно не стоит.

В целом, мне скорее понравилось, пусть, на мой вкус, мелодраму реально можно было выключить. Но за счёт не очень большого объёма и бойкого стиля повествования, с этой книгой легко можно провести пару приятных вечеров, пусть она и не задержится в памяти надолго. Я бы сказала, что это довольно качественная беллетристика, но вот сравнение с Брауном мне оказалось по итогу слабо понятным: едва ли не единственная точка пересечений этих авторов - упоминание Лувра. Сантлоуфер не играется в конспирологию и высший замысел, он акцентируется на искусстве как на эстетическом наслаждении, воплощении человеческого представления о красоте, а не секретном инструменте, и это книгу не портит - она из неплоха именно что в своём жанре.
Может, со временем поищу у автора ещё что-нибудь.