Больше рецензий

7 марта 2024 г. 09:42

325

2.5 Спойлер Ворчание и спойлеры. Спойлеры и ворчание. И не говорите, что вас не предупреждали!

Дочитала наконец “Ритуал” Дяченко и понимаю теперь, за что эту книгу так любят. Авторам удалось создать по-настоящему восхитительную концовку, трогательную и нежную — она действительно стоит любых похвал. При этом я не могу отделаться от мысли, что именно последнюю главу авторы придумали в первую очередь и любовно отшлифовали до блеска. А уже после этого небрежно накидали корявенький сюжетец и вбросили несколько персонажей, чтобы хоть чем-то заполнить книгу. Прекрасная концовка должна была бы сгладить и искупить все огрехи — вот только я к этой концовке продиралась пару месяцев, завывая от досады и разочарования. Я ведь была абсолютно уверена, что эта история мне понравится: даже специально откладывала, чтобы подольше растянуть предвушение и удовольствие. Девушка, дракон, любовь — что могло пойти не так? В моём случае “не так” пошло практически всё.

Итак, есть ОН — Арм-Анн, он же Арман, дракон-оборотень двухсот тридцати двух лет, 201-ый (и видимо, последний) потомок некогда великого и могучего рода. Согласно древнему обычаю, каждый продолжатель рода должен пройти обряд инициации: похитить и торжественно сожрать человеческую девушку из знатной семьи. Армана терзает то, что он нарушает обычай предков, но и мысль о ритуале невыносима: у него тонкая душа и богатый внутренний мир, он пишет стихи, и становиться людоедом совершенно не хочется — но это с романтичной точки зрения. А вот с житейско-циничной, уже не первое столетие Арман живет в полном одиночестве в пустом и полуразрушенном замке, среди вековой грязи, копоти и паутины. Его жизнь бесцельна, дни однообразны, терзают чувство вины перед предками, ощущение собственной ущербности и суицидальные мысли, от которых он спасается в беспробудном пьянстве. Думаю, он привязался бы к любому существу, которое поселилось бы рядом и не давало сойти с ума от одиночества. Его любовь к принцессе Юте больше напомнила любовь Герасима к Муму, чем любовь мужчины к женщине. Лучше бы котика завел, честное слово.

Отвлеченный флуд о драконах

Вообще, удивило, как много авторы умудрились говорить о драконах — и как мало в итоге сказать. Например, осталось большим вопросом, куда подевались драконы-женщины — а они должны были быть, как минимум упоминалась мать Армана. Были ли другие драконьи рода, с которыми скрещивались предки Арм-Анна? Почему Арман вместо нытья и пьянства не потрудился найти себе подходящую подругу и продолжить род, об упадке которого так сокрушался? А если Арм-Анн остался последним драконом на земле, то стоило ли столько ныть о своей вине в гибели рода — сложно, знаете ли, размножаться в одиночку. А если не было других родов и женщины-драконы, как и мужчины, были потомками легендарного Сам-Ара, то тогда неудивительно, что драконы выродились в результате двухсот поколений близкородственных браков… Но вместо того, чтобы прояснять подобные моменты, авторы тратили время на упоминание Спящего и Того, Что Смотрел Из Скалы, совершенно бесполезных для сюжета.
свернуть

Итак, вместо прекрасного пушистого котенка Арман завел себе принцессу Юту. По большому счету, Юта — персонаж почти трагический, хотя бы потому что у неё никогда не было свободы самостоятельно решать свою судьбу. Думаю, я даже могла бы искренне сочувствовать ей, если бы только авторы не сделали героиню настолько неприятной и отталкивающей. Видимо, основной целью было рассказать о том, что красота внутренняя важнее красоты внешней — но и тут что-то пошло не так. Юта — старшая из трех сестер в королевской семье — всю жизнь страдала от того, что она не так красива, как другие известные ей принцессы. Вот только у меня сложилось твердое ощущение, что дело было не столько во внешности, сколько в довольно-таки мерзком характере: злобная, раздражительная, упрямая, зацикленная на себе, истеричная и невероятно мнительная. Если человек улыбается — это он насмехается над ней; если люди разговаривают — то уж наверняка о том, какой безобразный у Юты нос. Кажется, нос старшей дочери короля Верхней Конты — это единственная тема для разговора и последняя нерешенная проблема жителей трех соседствующих королевств. Хотя может быть и правда последняя — тут наверняка не скажешь, ведь о мире людей авторы рассказали еще меньше, чем о драконах.

Но возвращаясь к Юте: боюсь, она объединила в себе два качества, которые больше всего бесят меня в книжных персонажах. Первое — это то, что она совершенно не умеет держать себя в руках. Уйти, хлопнув дверью; обидеться, недослушать, закатить истерику; сбежать, ничего не объясняя и сорвав королевский визит; дуться на весь мир и пойти утонуть в трясине — вот те “эффективные” способы решения конфликтов, которые она раз за разом выбирает. А во-вторых, Юта абсолютно не в состоянии хотя бы на секунду остановиться и задуматься о последствиях своих действий, так что к интеллектуальным способностям героини осталось много вопросов. Хотя, конечно, авторы всю книгу пытались продемонстрировать её живой ум, любопытство и открытость новому. Вот даже древнее драконье пророчество расшифровала за пару месяцев, хотя безмозглые ящерицы не могли этого сделать несколько тысячелетий, а им ведь даже словарь толковый на соседней стене написали (табличка “Сарказм” должна быть тут).

Вообще, авторы практически ничего не рассказывают о том, чем жила Юта до встречи с Арманом, что её интересовало, кроме принца Остина и длины носа, что она умела и знала. Известно, что в детстве Юта запихивала ужей в кувшины и стреляла по мухам из рогатки, что, наверное, похвальные умения для маленького ребенка. Но теперь героине уже лет двадцать, а нам все равно предлагают восхищаться тем, как она проказничала в детстве. А после свадьбы? — она же всю жизнь прожила при дворе и, если не готовилась, то хотя бы мечтала стать женой наследника престола. Почему же эта новая жизнь оказалась для неё таким сюрпризом? Как мимо нее прошли этикет, манеры, умение держать себя в руках, да даже элементарное понимание, что представляет из себя роль будущей королевы? Но и на это ответов в книге нет…

Так или иначе, два одиночества встретились, и между ними начало развиваться нечто, что у меня язык не поворачивается назвать любовью. Он её украл, насильно удерживал, чуть не съел и однажды едва не сжёг по пьяни, но зато потом покатал на спине и свозил в опустевшее птичье гнездо (“Не волнуйся, это не помёт, это перья. В волшебных сказках не бывает помёта в птичьих гнездах!”). Но она, вроде, и не против: в ней стокгольмский синдром в полный рост, а еще можно наконец не умываться и не причесываться. И вот всё это тянулось, хоть и нудновато, но терпимо, пока не произошел грандиозный поворот в сюжете и Арман не решил устроить судьбу своей домашней зверушки. Вот только, как и во время похищения, мнение Юты наш герой спрашивать не стал, зачем? Люди ведь не спрашивают мнение кошки, когда решают, стерилизовать её или позволить родить котят? Вот и Арман не спрашивает. В конце концов он старше, на двести лет дольше небо коптит, и ему, конечно, виднее, что сделает Юту счастливой. Потом-то он, конечно, грустил, пил, летал в бессмысленное паломничество, пожертвовал жизнью ради Юты… Ведь великая любовь заключается в том, чтобы героически умереть, а не в том, чтобы не быть при жизни *** (здесь должно стоять какое-нибудь ёмкое слово, которое вряд ли одобрит цензура).

Что касается принцессы, то, как я упоминала выше, её вполне можно пожалеть. Сначала её жизнь определяли родители и условности двора, затем вмешался Арман, ну а после того, как увез Остин, то выбор был либо выйти замуж за него, либо уже совершенно точно навсегда лишиться шансов на замужество. Я прекрасно понимаю, что нельзя обвинять только лишь женщину в том, что брак не удался. И уж конечно, ни одна невеста перед свадьбой не думает, что прекрасный принц за закрытой дверью превратиться в чудовище. И я ни в коем случае не оправдываю семейное насилие. Но ведь мы и не открывающую глаза Зулейху обсуждаем, правда? Мы обсуждаем книжулечку про любофф, где героиня первую часть книги мечтает выйти замуж за Остина, а вторую переживает “а тому ли я дала обещание любить”, а над темой семейного насилия авторы вообще хорошенько поглумились, превратив в нелепый фарс.

Когда начались перечисления тяготы и лишения, обрушившихся на Юту после свадьбы, скорость моего чтения тоже обрушилась до страницы в неделю: страницу читаю — неделю заживляю синяки от фейспалмов. Дерзкая Юта, которая только что закатывала истерики огнедышащему дракону и прыгала со скалы в океан, вдруг превратилась в застенчивую бедосечку. А этот гад-муж ну что творит, ну вы подумайте! Работает! Не катается с женой на лошадках, не развлекает — работает!
(Интересно, а Юта в юности, в перерывах между охотой на мух и страданиями из-за длины носа видела, как работал её отец? Или Остин проиграл сравнение с бездельником Арманом, не обременным обязательствами и даже питающимся в основном лепешками и винишком тысячелетней давности, припасенными предками?)

А еще Остин поделки её не оценил, а Арман вот ценил!
(Ну Арман, может, вообще ничего красивее паутины в жизни не видел, ему что угодно будет хорошо. Я вот лично поделки из веток и битого стекла готова только от маленьких детей принимать, со взрослых, уж извините, другой спрос. Так что Остина я в чем-то даже и понимаю.)

А еще Остин охотился! И голову оленя к седлу прицепил!
(Так как я сама против охоты и не ем мяса, то убийство оленя осуждаю. Но вот только в Юте-то откуда под конец книги взялась такая чувствительность? В её стране не устраивались охоты? Да и Арман ведь охотился, убивал коз, наверное тоже отрезал им головы, а может прям с головами сжирал. Так с чего вдруг Юта стала такой трепетной? В детстве же ей ничего не мешало издеваться над ужами и насекомыми. Просто, похоже, авторам нужно было уже поскорее переходить от Остина-героя к Остину-монстру, некогда было терять время.)

А еще Остин не одобрил идею привезти слуг из дворца родителей Юты, чтобы ее окружали знакомые лица.
(А собственно зачем ей знакомые лица? До этого не было сказано ни слова, что кто-то из слуг в доме родителей был Юте дорог. Все они, якобы, насмехались, издевались, дразнили. Так начни сначала, среди людей, которые видят в тебе только королеву, где никто не рискнет косо посмотреть или пошить неудачное платье. Зачем сознательно приближать к себе людей, которых ты не любишь и которые помнять твои детские унижения?) 

Еще гнусный Остин не разрешил вмешиваться в управление королевством.
(Тут естественно, вспоминается, что любая кухарка может управлять страной. И Юта, об образовании которой не было сказано ни слова за всю книгу, конечно, была бы прекрасным управленцем.)

Инфантильную истерику из-за записочки не хочется даже обсуждать. И почему, интересно, Остин рассердился? Кстати, лично для меня “преображение” Остина из благородного, отважного и великодушного юноши в подлого и трусливого алкоголика и подлеца стало самым невнятным в книге. Вот он отправился, рискуя жизнью, спасать девушку, хотя не был ей ничем обязан. Рисковал ради отца, чтобы только не омрачить его последние дни стыдом за сына. Старался стать справедливым правителем для своего народа — и вдруг неожиданно сорвался с цепи, осознал, что делами можно и не заниматься, а только пьянствовать и предаваться увеселениям? Я не оправдываю Остина, каким он стал в конце, но вполне понимаю того Остина, каким он был вначале. Ведь и с его жизнью Арман поигрался, распорядился по своему усмотрению. Ведь и Остин мог кого-то любить, видеть кого-то своей женой и королевой, отказался от чего-то из-за прихоти дракона. Думаю, я бы тоже озверела, осознав, как жестоко сыграли на моих лучших намерениях и чувствах. А понять, что жена не любит, не уважает, да еще и прилюдно высмеивает и унижает — вообще малоприятное открытие. И самое интересное — за обман, за фальшивый бой Юта не винит Армана — для него как раз находится миллион оправданий, а вот Остин оказывается виноват и в том, что сражался недостаточно героично, и в том, что не погиб в драконьем пламени…

Я писала в начале, что мне понравилась концовка, но и про неё хочется поворчать. Я знаю, что легенде о морском чудовище, которое выходит из моря, чтобы сожрать прикованную для него к скале жертву, уже много тысячелетий. И я, кажется, понимаю те параллели, которые авторы пытались провести, вводя в сюжет потомка Юкки. Здесь и бой за девушку с превосходящим по силам противником: сначала Остина и Армана, затем Армана и Юкки-младшего. Здесь и ритуал, в котором монстр пожирает жертву: сначала ритуал драконов, затем ритуал подводных чудовищ. Но почему-то я не смогла избавиться от ощущения нелепости происходящего. Зачем монстру ритуал? Он только что уничтожил несколько деревень, разрушил корабль и сожрал (?) команду  — зачем ему прикованная к скале женщина? Он может съесть вообще всё, что захочет, он уже всем всё доказал. Только потому что авторам нужна эффектная концовка? А колдун в сером плаще?! Вы только представьте могущество и отвагу человека, который способен отправиться на переговоры с условным Ктулху. Колдун вышел на мыс, и чудовище выплыло к нему из глубины? Или колдун сел в лодку и разговаривал с монстром через борт? А может он способен наладить ментальную связь с Юккой, силой мысли на расстоянии? Да такой персонаж мог бы сам стать главным героем фэнтези-саги томов на 10, вроде “Ведьмака”, а ему отвели роль мальчика на побегушках при короле Остине, которому угодно избавиться от жены. Серьезно?!

Не знаю, какой здесь должен быть вывод. Мне действительно понравились последние страницы, боюсь, я даже расплакалась во время сцены боя — но добраться до него было сложно. Читать было неприятно, но и жалко бросить, так и не разобравшись, за что книгу любят и хвалят. Ну вот, дочитала и разобралась, ура! Теперь надо подобрать что-то, чтобы это “заесть”.

Комментарии



Ваш отзыв отражает все мои мысли после прочтения книги. Много чего осталось непонятным , не раскрытым  и при этом много хождения вокруг да около того, про что читать было совершенно не интересно. Обычно у меня 
книги уходят за пару дней. Эта же читалась несколько недель и наискось. И мне совсем непонятен рейтинг и столько позитивных отзывов ибо очень долго нужно добираться до самого интересного


Спасибо огромное, что написали! Мне, честно говоря, было очень некомфортно, и пока читала, и когда публиковала рецензию. Столько восторженных отзывов, такие высокие оценки - видимо, со мной что-то не так, раз я читаю и не вижу ничего хорошего. Концовка вот только немного выправила моё впечатление, но я настолько устала от книги, пока до этой концовки доползла. Очень жаль.