Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

6 марта 2024 г. 23:00

287

4.5 Злые горы, которые не любят рассказывать истории

Дела, которые мы делали,
До середины не дошли.
Дорога, по которой мы шли,
До середины не пройдена.

{из мансийской легенды}

– Знаешь, – сказал на прощанье, – я тут подумал: может, и хорошо, что они так погибли – странно и загадочно?.. Не возмущайся, ты не поняла меня. Вот скажи, сколько бы им сейчас было?
– Шестьдесят два – шестьдесят пять. Золотареву – больше, он старше всех.
– Видишь… Превратились бы в противных стариков: стояли бы с красными знаменами у памятника Ленину, писали бы в газеты, ругались бы в общественном транспорте, а так – они ведь шагнули в бессмертие, прости за пафос. И по сей день их называют просто по именам: Зина, Люда, Рустик… Даже ты, девчонка, которая им во внучки годится.
– Ты катастрофически не прав. Ничто не стоит дороже, чем право прожить собственную жизнь. Даже если в окончании ее – не то, о чем мечтали в юности. Ну и что? А вдруг среди них был гений? Или просто хороший человек, что, на мой вкус, лучше любого гения? И вообще, они нянчили бы внуков, собирались бы по праздникам вместе, пели бы под гитару. Почему нет?

Какое ваше первое впечатление об этой книге? Об ее обложке, названии, о тех цитатах, которые я добавила в начало этой рецензии, да хоть о жанрах, если вы уже их увидели?

~ Если ваше впечатление больше всего сочетается с понятием "нон-фикшн", то оно будет частично верным. Еще в предисловии автор дает понять, что часть книги — реальные документы и записи тех времен, то есть 1959 и более раннего периода (это касается некоторых дневников путешественников). Остальное — догадки, предположения и просто мистическая художественная линия.

~ Если ваши впечатления будут говорить о том, что это будет расследование в стиле интеллектуалых детективов вроде тех же расследовании Марии Каравай (автор — Дарья Дезомбре, в цикле пять книг, первая — Призрак Небесного Иерусалима ) или книг Дэна Брауна, то это уже ближе к истине. Но здесь нет профессиональных сыщиков и исследователей, нет внешних попыток остановить расследование. А еще местный финал может вас разочаровать, если вы настроитесь на детектив и будете ждать типичный детективный финал, где обязательно раскроют все тайны и личности злодеев.

≈ Если первые впечатления наводят вас на мысль о мокьюментари, то вы на верном пути. В полном смысле это не псевдоисторический роман, всё-таки эта книга и основана на реальных событиях, и содержит реальные записи, но мистический оттенок, оценочные суждения и финальные компьютерные приколы создают именно такое ощущение — нереальности.

≈ Если "мистика", "расследование" и "громкое дело, которое так и не было раскрыто" напомнят вам "Битву экстрасенсов" или "Экстрасенсы ведут расследование", то вы мыслите прям, как я. Только мне для этого пришлось прочитать больше половины книги, а у вас отлично развита интуиция.

≠ Если же вы решили, что это будет циничное повествование, где всё перевернут с ног на голову, то вы ошибаетесь. Да, настолько безоговорочно. Здесь нет поклонения советскому культу, есть довольно-таки резкие замечания и неоднозначные мнения и оценки, но это не цинизм. Это попытка разобраться в произошедшем, а не злодейство.

ΔΔΔ

По ходу чтения мне вспоминалась работа другой русскоговорящей писательницы (она печается под псевдонимом Кристиан Роберт Винд)— Петезера: станция смерти . Самое существенное отличие — та история полностью выдумана, хотя и выглядит как мокьюментари (ага, я на полном серьезе гуглила информацию о Петезере, пока поиск не выразил особую милость и не объяснил, что я ищу то, чего не было). А так это тоже около мистическое расследование ужасных смертей группы подготовленных людей на фоне снегов в отдаленности от городов и поселений. В рецензии, которую я писала для той книги, ее формат я сравнивала с работами ютуберов, которые ведут свои блоги, скажем так, в документальном стиле, в пример приводила каналы "Utopia Show", "мистика" и "Агата Кристи" сами по себе и по одному видео с каждого из каналов, которые были чем-то похожи на ту книгу. Так вот с канала "Utopia Show" я принесла тогда рассказ не о чем-то, а о перевале Дятлова. С той поры, когда я последний раз смотрела тот ролик, прошло почти два года, но тогда я точно не думала, что через два неполных года я буду воспринимать шуточки чуть ли не в штыки. Зато я поняла, почему я видела те жуткие реальные фотографии, которые постоянно всплывали в памяти во время чтения и создавали максимально некомфортную атмосферу, они были в том ролике. Описания того же в этой книге были довольно подробные (если вы легко и просто представляете всё, что написано в книгах, то вам будет тяжелее), но они не идут ни в какое сравнение с реальной съёмкой.

В целом на протяжении очень долгого времени я считала, что поставлю этой книге пять и сразу же добавлю в список лучших историй этого года. И это при том, что с самого начала книга шла достаточно тяжело: вроде слушать/читать легко, но так и хочется сделать перерыв. Пару раз я пыталась структуризировать свои впечатления, представить, что уже пишу рецензию, это мне помогало быстрее справиться с ними и скорее продолжить чтение. Но мне все равно нравилось. Особенно стиль повествования, простой, доверительный и располагающий, как в романе-расследовании Валентины Назаровой Перед рассветом , а еще легкая ирония, которая часто встречалась в бытовых сценах, а еще чаще была о роскошном коте главной героини.

Шумахер в смиренной позе стоял перед холодильником, вознося молитвы Большому Белому Брату, а я накладывала ему в мисочку мясные колобки фарша.

Мне нравилась и современная часть, и историческая, мне нравилась и незатейливая мистическая атмосфера. Тогда самой большой проблемой было то, что словарик (а так это скорее собрание всей точной информации по делу в алфавитном порядке) был в 12 главе, хотя было бы куда удобнее, если б он был в начале или в конце книги и к нему был постоянный легкий доступ.

Потом на долгое время мистика выветрилась, и оказалось, что от всего того осталась только история, теории и нереалистичная сценка. При всем мне нравится та теория, к которой по итогу пришли герои, но мне не нравится то, во что в это же время превратилась эта книга. Не в нечто ужасное, но это все равно было не так хорошо, как ее начало. Про финал молчу, потому что а) спойлеры, б) о нем хочется забыть.

ΔΔΔ

Хотя все же по советским чинушам эта книга прошлась. Причем это было из исторической части книги, так что вопрос к ним, к настоящим людям, которые сначала делали всё, чтобы замять трагедию, к которой, возможно, были напрямую причастны, а потом делали из нее показательную историю с невинными виновными.

Вот еще один «перечень вопросов», требующих высочайшего обкомовского рассмотрения:


7. О проведении областного совещания работников культуры.
8. О гибели туристов из Уральского политехнического института.
9. О присуждении переходящих Красных знамен исполкома облсовета и обкома КПСС за лучшие показатели по производству и сдаче государству мяса, молока и яиц за январь и февраль месяцы 1959 года.

Сразу скажу – наиболее подробно обкомовцы рассматривали вопрос 9, о Красных знаменах, мясе и молоке.

История с кладбищем, которая не имеет ничего общего с милой, доброй книгой Нила Геймана, тоже поражает, но в самом плохом смысле, потому что в этой истории кладбищенский рассказ был о том, насколько ужасным было отношение к чужим жизням, а не о торжестве справедливости и ценности человечности.

МИХАЙЛОВСКОЕ – кладбище в Кировском районе Свердловска, в районе улиц Гагарина, Блюхера, Первомайской. На Михайловском кладбище похоронены семь участников похода Дятлова – все, кроме Золотарева и Кривонищенко. На могиле, которая находится сразу у входа на кладбище со стороны улицы Гагарина, установлен памятник-обелиск с фотографиями дятловцев. Памятник возведен на средства родителей.
Первоначально, желая замять получившую огромный резонанс историю, городские власти предлагали родителям дятловцев хоронить их в Ивделе, чему родители воспротивились. Прощались с дятловцами в Свердловске, при большом количестве народа. Последних четверых хоронили в закрытых гробах. Проникали на кладбище через дырку в заборе со стороны улицы Гагарина, так как через центральный вход никого не пускали.
Вместе с дятловцами похоронен еще один студент УПИ, не имевший отношения к трагедии, – Никитин, умерший примерно в то же время от воспаления легких. Родственники дятловцев вспоминают, что рядом с туристами пытались похоронить еще одного студента, которого убили в драке на вокзале; это свидетельствует об отношении «начальства» к случившемуся несчастью.

Примерно такое же отношение чинуш было и в Чернобыле, но там замыливание правды принесло еще больше бед.

ΔΔΔ

Кстати, у этой книги уже было несколько редакций, которые, судя по некоторым цитатам, отличались друг от друга. Один яркий пример:

Ведь если рассудить здраво, Богу совершенно невыгодно создавать новые души для новых людей - лучше брать старые. А если душа уж совсем поганая, как у Ленина или Гитлера, тогда ее можно оставить на вечное поселение в аду. Но таких ведь мало, в основном все люди - почти все - достойны жизни.

— цитата от 1 мая 2013 года (ссылка)

Как они живут там, эти души? Откуда мы их вызвали? Почему они не вселяются заново в тела новорожденных младенцев? Ведь, если рассудить здраво, зачем создавать новые души для новых людей? Лучше брать старые. Экономика души! А если душа уж совсем негодная, тогда ее можно оставить на вечное поселение в аду. Но таких ведь мало, в основном все люди – почти все – достойны жизни.

— цитата от 23 июля 2016 года (ссылка)

Вот такие дела

Книга прочитана в рамках игр "KillWish", "Меню" в 《Уютной кофейне》 и "Запретный этаж" в 《МОПС》