Больше рецензий

DKulish

Эксперт

по Толстому, Стейнбеку, Апдайку, Пелевину и ПЛАНЖ

6 марта 2024 г. 21:47

338

5 СОБАКИ И ДРУГИЕ ЛЮДИ ПОСЛЕ СВО

Крайняя книга Захара Прилепина вполне неплоха, как и многие его другие книги. Первые три главы по-настоящему захватывают не только мягким чистым метафоричным языком, но ещё и динамичным непростым сюжетом с многочисленными арками разного размера, открывающимся и закрывающимся тут и там.

Едва различимые для человеческого зрения, над нами парили птицы, и сверху видели даже сигареты в наших зубах.
Сразу после гусарского завтрака мы усаживались в большую машину и, распахнув о́кна, задорно неслись сквозь лес, сшибая ладонями листву.
Лес начинался у нас возле дома – и заканчивался в трёх днях пути.

Однако, даже если захотеть отделить сей текст от личности и истории Захара, вряд ли это получится. А поскольку либеральные литкритики, обьединившись с художниками-акционистами, как раз настаивают на восприятии произведения исключительно с позиции синтеза с личностью и гражданской позиции автора, то тут уж точно отвертеться от такого синтеза не удастся.

На этом месте и проявляется главное достоинство книги «Собаки и другие люди». Она написана человеком, который с точки зрения либеральной литкритики должен быть как минимум тупым и необразованным, а как максимум, ещё и обозлённым до уровня легко диагносцируемой паранойи. Так оппозиция видит Z-людей и зловеще пророчествует, что когда война закончится, вся эта необразованная паранойя вернётся на наши улицы и будет нам несладко.

Спасибо книге Захара Прилепина за то, что она предсказывает иную картину. Ведь Захар – однозначно один из главных Z-людлей и по позиции и по истории. В боях участвовал, на переднем крае провёл много времени. И короновали его, и пинали, и взрывали (слава богу что выжил, дай бог здоровья). Что может написать такой человек?

С этим вопросом мы открываем данную книгу и с первых страниц с радостью убеждаемся, что нет там ни параноий, ни тупости. Наоборот, есть прекрасно написанный и крепко сбитый мини-эпос о деревеньке, потерявшейся в бескрайних лесах и населённых разными существами. Часть из этих существ – собаки. Другая часть – люди. Есть ещё козлы, снегири, кошки и говорящий попугай. Но мы-то конечно понимаем, что на языке аллегорий все эти существа – суть мы с вами.

Прилепин обходится со всеми существами по-доброму и с любовью. Даже в те моменты, когда существа (как собаки, так и люди, так и все вместе) начинают мучать и убивать друг друга, Прилепин каждому выдаёт толику добра, понимания и прощения.
Главная радость от прочтения этого текста заключается в осознании, что вот такой и будет Россия после СВО, когда война закончится и на передний план выйдет клан Захара Прилепина – культурные люди, повоевашие, но не озлобившиеся. И это прекрасно. За это ставлю книге уверенную пятёрку и всем рекомендую к прочтению.

А вот, собственно, за литературные достоинства поставил бы четвёрку. Если оторваться от автора и политики, то сам текст вряд ли можно назвать гениальным. Хотя он, безусловно, очень хорош. Но всё-таки в какой-то момент Прилепинские аллегории и метафоры начинают выливаться из горшочка и вставать поперёк горла. А когда сверху всё это намазывается описаниями деревни и природы, которых мы начинались тонами ещё у Бунина и Паустовского, книга начинает наскучивать. Но это начинается не ранее середины. До середины всё круто!

Интересно, что два раза СВО всплывает в мирном быте этих людей. Всплывает мимолётно и ту т же исчезает. И это тоже хорошо. Помнить про СВО мы будем, но жизнь нашу она вряд ли исказит.


Сквозняк, который оставил, уходя, огромный, вырастивший всех наших детей сенбернар, оказался столь силён, что, торопясь унять боль, мы завели сначала одну, потом вторую, потом ещё две собаки. Так понемногу мы все заново учились улыбаться. Ушедший Шмель не растворялся, как обычно случается, в сумраке памяти – но, напротив, становился всё солнечней, очерченней светом, и смотрел на всех умиротворяюще сверху: ни о чём не печальтесь, я тут.

Комментарии


Я, когда читаю Прилепина, абстрагируюсь от его политической принадлежности. У него получается писать цепляюще. Книги по-своему протестны, социальны и прекрасно передают ландшафтный бэкграунд Руси. И похоже, я из его аудитории.
А война, ну что война? Это дело молодых и инструмент влияния политиков. )


Абстрагироваться при чтении - ценнейший навык культурного человека. Увы, у большинства это не получается. Ещё Набоков отметил сто лет назад, что Толстого читают, потому что не могут остановиться, а Тургенева - потому что так велел литературный критик.