Больше рецензий

6 марта 2024 г. 20:45

30

5 Замечательный путеводитель в мир Марка Шагала

Довольно часто, смотря на картину того или иного художника мы можем уловить её общий настрой. Чаще всего мы удовлетворяемся этим, и посещая выставки и музейные залы, быстро переходим от картины к картине, “пробегая” экспозицию, и считаем, что поняли, что художник хотел сказать своим произведением. На самом деле мы упускаем очень многое, и тем самым обедняем себя, сводя практически на нет усилия художника вкладывавшего в своё творение то, что мы не можем увидеть, понять и почувствовать. Это могут быть символы, образы, ассоциации, методы творчества или концепции. Художники работали в разное время и в разных странах и те образы, которые были хорошо понятны им и их современникам, для нас сегодня остаются загадками. Художник мог иметь незнакомое нам вероисповедание, увлекаться не известными нам или потерявшими свою актуальность философскими и культурологическими идеями. Мастер мог, в той или иной форме, использовать неизвестные нам мифы, исторические события, символы и аллегории. Мог использовать цветовые ассоциации, которые нам трудно расшифровать, не имея необходимых знаний. Для того, чтобы понимать произведения сегодня нам нужны специальные “путеводители” по творчеству того или иного художника.

Все вышесказанное справедливо для работ Марка Шагала. Мы смотрим на его картины, и считаем, что мы их понимаем на все 100%, не задумываясь о том, почему люди летают и, зачем на них изображаются козы и коровы. Картины Шагала фигуративны, мы видим образы, мы понимаем их, но согласитесь, чаще всего нам очень трудно понять, что они делают на полотнах мастера. Картина как бы рассыпается на отдельные фрагменты и нам очень трудно свести их в единое целое. Книга Марии Березанской это обстоятельный путеводитель в мир Марка Шагала. Она подробно рассказывает о культуре идишкайта Витебска (родного города художника), о том, как хасидизм тех лет повлиял на его мировоззрение. Повествует о том, как это мировоззрение менялось под влиянием различных идей и мест, где жил и работал художник. Рассказывает о городе Витебске, образ которого художник пронес в своих произведениях сквозь все годы своей жизни. Знакомит с символами и образами его работ.

Книга легко читается. Она снабжена большим количеством репродукций работ Марка Шагала из музеев и частных коллекций. Книга скупа на рассказы о личной жизни художника, она представляет только необходимый минимум подобных сведений. Зато уделяет пристальное внимание мировоззрению художника, его генезису и его историческому развитию, тем факторам, которые на него влияли и тому, как мировоззрение мастера отражалось в картинах.

Рекомендую эту книгу всем тем, кому интересно творчество Марка Шагала.