Больше рецензий

6 марта 2024 г. 18:01

24

3 Слабо, очень слабо…

Прочитала данную книгу уже зная что-то о христианстве и русской православной церкви, поэтому могу привести кое-какие рассуждения о ней.


Сначала можно выделить несколько однозначных плюсов работы. Во-первых, приведен перечень таинств, их чинопоследование с ключевыми моментами выделенные началами молитв произносимых на них. Поймут ли это новоначальные — неизвестно, но для людей несколько раз бывших на службах это может быть интересно. Также интересная информация о цвете облачений священников. В каких случаях используется тот или иной комплект одежды. Стоило бы добавить, что традиция надевать определенный цвет одежды в конкретные праздники есть и у прихожан.


Конкретно для себя я вынесла немного интересной информации: названия ангельских чин, виды святых и их особенности, перечень таинств и главных праздников. Для систематизации и расширения кругозора это было полезное чтение.


Перейдем к недостаткам.


Первое что бросается в глаза — это отсутствие редакторской работы. В книге встречаются грамматические ошибки. 


Автор указывает, что при подаче записок необходимо ставить имя в родительный падеж и приводит примеры: Екатерину, Марию. Однако, в данных случаях падеж винительный и правильно было бы Екатерины, Марии. Кстати, ошибки только в женских именах.


По моему мнению, слово «мистический» неприменимо к данной литературе. Использование подобных выражений вводит читателя в неправильные представления о церкви.

Вся речь автора вызывает сомнения, а так же и уровень обучения русскому языку в Православном Свято-Тихоновский университете. Если речь идут о миссионерской (просветительской) деятельности подобное нельзя допускать, к тому же книга не бесплатная.


Много ненужной информации для новоначальных.


Название ангельских чинов и деление на них. Это не знают даже воцерковленные люди, которые долгое время посещают храм и ведут православный образ жизни.


Названия всех хлебов используемых на службе в церкви. Название освященной воды в праздник Крещения Господня на греческом (агиасма). За 10 лет посещения храма я ни разу не сталкивалась с данным термином, зачем это человеку который только начинает православный путь? 


Поговорили о том что составитель написал лишнего, теперь по говорим о том, что он не написал.


Возмущает стеснение использовать прямо отражающие смысл передаваемой информации. Например, телесный пост. Люди не изучавшие православные вероучение не поймут, что в данном случае имеется в виду физическое воздержание в супружеских отношениях между мужем и женой.


Нет ни единого слова о возможной епитимье (вид церковного наказания для мирян). Многие были крещены в детстве и уже к осознанному посещению церкви и участии в исповеди успели совершить смертные грехи за которые понесут данное наказание. Об этом бы следовало предупредить.


Используется много терминов без объяснения их значения и происхождения. Пример, ектения.


Мало как духовной, так и практической информации. Хотелось бы видеть ответы на такие вопросы как: во сколько приходить на службы? Сколько длятся по времени службы? Как обращаться к людям в храме? Как подавать записки? Что такое лития и проскомидия? Зачем ходить в храм? Как пойти на первую исповедь? Как реагировать на замечания прихожан?


Стереотипы и как данной книгой закрепляются они в обществе.


Женская одежда это только юбка. Давно этот миф был развеян множеством священнослужителей в их проповедях. Да, традиционно приходить женщине в храм в юбке или платье, но если она зайдет после работы в брюках или ей больше нечего надеть — греха в этом нет, главное чтобы одежда была не с «мужского плеча». Во многих храмах есть юбки, которые можно повязать поверх своей одежды.


Целовать руку священника. Есть такая традиция (!) в некоторых регионах России, но не везде так принято и своими действиями можно ввести священника в смущение. К тому же нельзя просить благословение на что-то конкретное предварительно не обсудив это с батюшкой. Получается перекладывание ответственность на человека, который даже не знает об этом. Автору стоило бы упомянуть данный аспект.


Православные носят только восьмиконечный крест, на обратной стороне которого слова «Спаси и сохрани». Это не так. Вы можете носить любой крест, даже без распятия и с бриллиантами, главное, чтобы вы понимали его значение и правильно относились к ношению его.


По-моему мнению, написано очень непрофессионально, человеком, который никогда не сталкивался с только что пришедшими в церковь людьми. Во всей книге прослеживается высокомерие по отношению к читателю, его как бы ставят на место.


В дальнейшем буду избегать работ данного автора, так как книга не дала необходимой информации и показалась слабой.


Дополнением привожу мой топ книг для начинающих православных:



  1. Евангелие или Библия в целом
  2. В помощь кающимся — святитель Игнатий (Брянчанинов)
  3. Закон Божий — протоиерей Серафим Слободской
  4. Пространный христианский катехизис Православной Католической Восточной церкви —митрополит Московский Филарет (Дроздов)
  5. Пояснение Божественной литургии


Для любителей мемуаров и легкой литературы: 



  1. Почти православная — Анжела Долл Карлсон