Больше рецензий

orlangurus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 марта 2024 г. 13:43

183

4 Религиозное искусство

В аннотации к книге на Майбуке задаются довольно странные, с моей точки зрения, вопросы: "Интересна ли современному человеку история искусства, написанная почти полтора века назад? Выиграет ли сегодня издатель, предложив читателям эту книгу?" Не знаю, что там насчёт выигрыша издателя, но читатель точно в выигрыше. На всякий случай: между Гнедичем и описываемым им временем гораздо большее расстояние, чем между Гнедичем и нами. Это первое. Но главное - явная увлечённость описываемым предметом и знание материала, акцентированного на созвучие с религией, что справедливо, но отнюдь не в каждой современной книге по искусству присутствует.
История искусства всегда неразделимо связана с историей как таковой, поэтому начинает автор издалека - с Рима, с первых христиан и их тяги к красоте храмов, обрядов, вещей, которая так или иначе опиралась на веками сложившуюся римскую традицию, хоть языческое её происхождение не очень подходило для сторонников новой религии. На примерах древних построек, сохранившихся фресок в Равенне и других итальянских городах Гнедич показывает переосмысление римского искусства. Потом приводит довольно много примеров искусства мусульманского, как прикладного, так и архитектурного, ведь было время, когда Европа находилась под колоссальным влиянием "мавританского" стиля, одновременно влияя на арабские традиции.

Арабы, разнося во все стороны света учение Магомета, не имели никакой предварительной художественной подготовки. Им пришлось столкнуться с народностями, у которых формы искусства были уже развиты; поневоле им пришлось брать чуждые исламу, переработанные на христианский лад позднеримские мотивы. Но разнородный материал, которым пришлось им пользоваться, обрабатывался ими в одном определенном направлении, главными факторами которого были восточная фантастичность и в то же время отсутствие живых образов фантазии.

Больше всего места, конечно, уделено славянским народам, русскому зодчеству от самых древних времён, иконографии. Очень толково написано про то, как складывалась традиция постройки храмов особенным образом: может, не так уж и хотели отходить от канонов, но, к примеру, крыши вынуждены были делать по-другому из-за необходимости не поддаться покрывающим им массам снега. Есть моменты, где Гнедич, описывая храмы, как бы забывает, что тут он выступает в роли учёного, и описания становятся просто литературными шедеврами. Вот про Василия Блаженного (предварительно идёт подробная история постройки храма):

Масса глав с многогранными стволами колоколен, пестро раскрашенных и вызолоченных, способна поразить своей чудовищной оригинальностью самую необузданную фантазию. Здесь чувствуется отзвук индусских пагод, идущих фигурными затейливыми уступами кверху; местами можно проследить благородные очертания и пропорции итальянского стиля; воздушная мавританская архитектура дает себя знать некоторыми деталями; готика и византийский стиль первенствуют – по крайней мере, на первый взгляд. Весь храм представляется грудой террас, на которых сгруппировано несколько церквей, не имеющих между собою сходства, – разных размеров, стилей, цветов и форм. Нет ни одной главы, схожей с другими: они то скручиваются винтом, то обнимаются чешуей, то окроплены золотыми звездами, то пестрятся многогранными шишками…

Книга щедро иллюстрирована, и если бы это были цветные иллюстрации, ей бы вообще цены бы не было. И обратите внимание - на иллюстрациях представлены образцы не только православного происхождения.

картинка orlangurus

Книга прочитана для моба Подземка группы "Книжный букет".

Комментарии


Интересна ли современному человеку история искусства, написанная почти полтора века назад?

Согласна с тобой абсолютно, какой странный вопрос. Кому в принципе интересна история искусства, тому интересна. А кому в принципе неинтересна, так с него и спроса нет. Много ли изменилось в средние века за последние 50 лет, в конце-то концов? (:


Два раза изменилось: искусствоведение с советским оттенком, а потом обратно)).