Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2024 г. 17:59

132

4 Королева на обочине истории

Качественный научпоп от французского автора, так и не сумевшего преодолеть предвзятое отношение к королеве-иностранке. Хотя, следует признать, автор честно пытался в объективность, но - традиционные представления перевесили. А потому, если вы читали раньше какую-либо другую биографию Марии Медичи или того же Людовика XIII, эту можно спокойно пропустить.
Мишель Кармона - французский историк египетского происхождения, с докторской степенью по литературе, преподаватель Сорбонны. Начал с диссертации о Париже, однако в его библиографии достаточное количестве работ по истории Франции 16-17 века, в том числе биография Ришелье. Книга о Марии Медичи вышла в 1981 году... И посвящена не столько самой королеве, сколько политическим событиям во Франции во времена ее там нахождения (не могу сказать "правления", поскольку книга начинается с правления Генриха IV, а заканчивается Людовиком). Подобное расширение темы можно счесть как плюсом, так и минусом - если читатель плохо разбирается в вопросе, ему все подробно разжуют, но вот тому, кто таки разбирается, читать будет скучновато. Подход к событиям классический: становление французской нации, "стремление к европейскому равновесию", возрождение католицизма. Автор вообще не склонен к сенсационности, а потому в книге изложены исключительно проверенные факты и самую малость гипотез. Единственно, образ Людовика XIII несколько отходит от классического варианта "нерешительного" и даже "унылого" государя, Людовик в книге деятелен, бодр... и вообще, автор ему явно симпатизирует. Короче, получился надежный фундаментальный ликбез, ничего нового я для себя не узнала, но прочиталась книга с определенным удовольствием.

Какими бы ни были позитивные моменты регентства Марии Медичи, скандальность и злоупотребления ее правления стали причиной ее падения и способствовали созданию у будущих поколений малопривлекательного образа режима интриганов и недобросовестных государственных мужей.