Больше рецензий

4 марта 2024 г. 15:55

392

4 Почти идеальный драйв

Сначала приведу список произведений, о которых я успела передумать, пока читала "Риф" (это не значит, что автор  что-то копировал, нет, автор самобытен, просто цепочка ассоциаций, возможно, кому-то покажется интересной): сериал "Полуночное солнце" (ну, это из-за линии с севером/оленями, хотя в сериале никаких оленей не было, просто настроение вот такое), Веркин с его "Чагинском" (только тоже в начале, пожалуй), потом что-то вроде "Солнцестояния" (линия секты) и что-то из "Облачного атласа" (наверное, из-за разных временнЫх линий, которые нашли точки соприкосновения); вообще, если сказать коротко: было ОЧЕНЬ круто, кончилось слишком быстро и слишком просто (как по мне).

Теперь расскажу подробнее.

Сама не понимаю, почему начинала и бросала "Риф" несколько раз (если у вас тоже есть подобная проблема, знайте, надо буквально чуть потерпеть, перевалить большую волну, и дальше — всё, потащит до финала).

В романе три сюжетных линии: девочки Киры из городка в Мурманской области, американки Ли из конца 90х и нашей условной современницы Тани из Москвы. Каждая линия прячет свою загадку, и тут я хочу отметить, прежде всего, уместный размер каждого отрезка. Читатель успевает занырнуть в новый виток истории, привыкнуть к персонажам (а внутри прячутся ещё и занятные подробности про второстепенных героев, будто крошечные рассказы в романе), а при "переключении" на другую прядь косицы не испытывает раздражения, что героев придётся оставить.

Мне было очень комфортно. Бывают романы, в которых такое приключение происходит слишком быстро — щёлк-щёлк-щёлк, а бывает и наоборот, когда ты с головой погружаешься в историю героя и бесишься, что тебя вынуждают уйти к другим.

Что ещё понравилось. Кто-то ругается, что для романа о деструктивных сектах тут слишком много семейного психологизма и размусоливания отношений, а кто-то наоборот, не рад "примитивному" экшну в психологической прозе.

Автор, когда пишешь на стыке жанров, будь готов, что тебе прилетит со всех сторон. :))) Я как раз ценитель сочетаний РАЗНОГО, и в "Рифе" для меня просто и-де-аль-ный уровень драйва/напряжения/триллера/детектива вместе с уровнем психологической, так сказать, идейности книги.

Что не понравилось.

Я не знаток, но почитала знатоков и жителей северных регионов: они ругаются на так себе фактчекинг насчёт браконьеров-саамов и оленьих рогов. Я не люблю косяки с фактами, и, хотя сама принадлежу к той части аудитории, которая не спец и не заметила косяк, всё равно мне стало капельку обидно.

Почему-то для меня финал оказался чересчур простым и стремительным. Несмотря на то, что вроде всё неплохо (спасибо автору за это), я до конца ждала ещё какого-то вотэтоповорота/твиста, а в конце ощутила себя как в анекдоте "мужик, так у тебя уже всё было". :))) Может быть, если бы вотэтоповорот всё же состоялся, я бы поворчала на автора, что он не остановился вовремя и оказался слишком жесток к персонажам, не знаю. Я бываю противоречивая.

спойлер

Ещё мне показалось, что личность Гарина маловато раскрыта через его детскую травму. Ну, то есть, конечно, нам объяснили, что он был гениальный болтун и талантливый НЛПшник, но я до конца не поняла его мотивы и его сверхидею: он чего хотел-то? Абсолютную власть? Мегабабло?

свернуть

Ещё! Иногда мне казалось, что голосами героев автор старается подчеркнуть свою эрудицию и осведомлённость в разных сферах. Ну, будто его распирает от фактов. Я это понимаю, сама такая. Но некоторые факты кажутся лишними, они не влияют ни на сюжет, ни на атмосферу, как, например, короткое замечание о фейсбуке, который (цитирую не дословно) "в то время ещё не избавился от артикля the в названии" — зачем это?


спойлер

Что мне ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ (!!!) понравилось. Как меняется восприятие действительности и личности Гарина через взгляд Ли. Это, пожалуй, моя любимая линия. Сначала я вместе с ней изнываю от нетерпения и восторга, когда еду учиться у самого (!) профессора Гарина. И как круто показана студенческая жизнь (у меня тётя там неподалёку живёт и работает, и муж её, кажется, преподаёт в том самом университете, который — ну, прообраз; в общем, у меня перед глазами вся эта университетская Америка чрезвычайно живо встала), и как здорово веришь в то, что студенты Гарина пашут на износ, и кофе, и бананы, и библиотека, и вот это всё — как всё потом оказывается перевёрнуто, искажено, и как понемногу реальность проступает перед глазами и у Ли, и у читателя. Тут просто восторг, снимаю шляпу и хочу уметь так же.

свернуть

Ну, конечно, мне не могли не понравиться выводы Тани об отношениях с матерью.

И обретение себя — обеими девушками — очень достоверно и очень красиво показано, на мой взгляд.

Вообще роман показался чрезвычайно технично сделанным (нет, я не считаю, что это большой минус), вот это переплетение нитей — почти идеальное, чтобы читатель до последнего момента не отходил от книжки и не хотел выпускать ни одну ниточку из рук. Это большая и очень крутая работа, спасибо за неё.