Больше рецензий

SeverianX

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 марта 2024 г. 17:51

6K

4 Псы-оборотни в российской глубинке

Алексей Иванов – очень разноплановый писатель. Есть в его творчестве книги в жанре реализм, повествующие о непростой жизни в нашей стране – «Географ глобус пропил» и «Общага-на-крови». Присутствует и псевдоисторическая мистика – «Тени тевтонов». Обращался Иванов и к теме вампирских хорроров – «Пищеблок». В данном романе автор решил поразмышлять о природе оборотней, а насколько ему это удалось, давайте разбираться.

Трое московских парней, ранее не знакомых друг с другом, приезжают в глухую вымирающую деревню Калитино с целью изучения одного артефакта. Термин «дэнжерология» был ранее мне не знаком, а оказалось, что он означает изучение культурных объектов, влияющих на местное население. В данном случае такой объект – это древняя фреска Святого Христофора, человека с собачьей головой. Ранее он широко почитался в христианстве, но после XVIII века его образ был переработан и принял вид обычного человека. Юношам предстоит снять эту фреску и перевезти в музей, попутно собирая местный фольклор. За это время героям предстоит не раз взаимодействовать с местным населением, что добавляет дополнительные трудности.

Очень хорошо Иванову удается передать атмосферу глухой деревни, своеобразного «медвежьего» угла. Всеобщее падение нравов, алкоголизм и полное отсутствие перспектив в жизни. Местное население предстает этаким сборищем апатичных маргиналов. Единственный положительный персонаж из местных – девушка с непростой судьбой Лиза. Рядом с деревней поселяется местный олигарх, который и даёт работу здешним людям. Получается образ помещика и крепостных. Вокруг деревни постоянно тлеют торфяники, из-за чего даже небо тут зачастую затянуто дымом. Немного возмутило меня высокомерное и презрительное отношение москвичей к деревенским. Строго говоря, сами горожане ничем не лучше. За их культурой и образованностью скрываются те же пороки. Например, двое из них возмущены тем, что главный герой, Кирилл, вступился за Лизу, помешав изнасилованию. Из-за этого разгорается конфликт с двумя местными маргиналами, что может осложнить выполнение их задачи. При малейшей опасности товарищи отказываются от Кирилла, боясь за собственные шкуры. А ведь, если разобраться, цели в жизни нет и у москвичей. Они точно также плывут по течению, покоряясь судьбе. Для местных же систематические изнасилования беззащитной девушки – норма, и рушить устоявшийся порядок вещей неправильно. Одним словом, бесконечный мрак и в окружающей обстановке и в душах людей. Мне такой посыл во многом напомнил романы Стивена Кинга, который тоже любит писать о мистике в небольших городках.

Главный герой, Кирилл, несколько отличается от своих товарищей. Он более остро чувствует происходящее, замечая чертовщину, творящуюся кругом. Изначально можно принять его за трусоватого параноика, особенно когда он начинает шарахаться от каждого шороха. Однако в трудные моменты он может проявить твердость характера. Кириллу очень важно разобраться в происходящем.

Мистическая часть строится вокруг легенды о псоглавцах. Многие местные ее прекрасно знают, но относятся к этому совершенно спокойно. Например, местный зек рассказывает, что раньше рядом с деревней была зона, которую и охраняли псоглавцы. Чтобы узнать больше, Кирилл обращается к интернету, где находит массу информации о псоглавцах, раскольниках и Святом Христофоре. Исторические справки занимают в романе немало места, и лично мне не было скучно об этом читать. Хотя признаю, что многих читателей такое количество энциклопедической информации может утомить.

Большую часть романа автор старательно нагнетает саспенс. Постоянно ожидаешь, что вот-вот произойдет что-то пугающее. На фоне этого развязка кажется излишне стремительной, и после прочтения остаётся ощущение некоторой недосказанности.

Язык романа прост, но не банален. Динамика средняя, но заскучать не получится. Мне было интересно вместе с Кириллом разбираться с загадкой деревни Калитино. Персонажи получились достоверными, порой даже слишком реалистичными, а местами отталкивающими. Даже Кирилл иногда вызывал отторжение. Например, при его размышлениях о чувствах к Лизе. Якобы не место такой девушке в Москве рядом с ним. Высокомерие в чистом виде.

Итог: «Псоглавцы» – неплохой мистический детектив с интересными историческими вкраплениями. Не лучшая работа Иванова, но присущий ему психологизм на месте. Сказать откровенно, меня не совсем впечатлило его объяснение теории появления псоглавцев, но, признаю, автор имеет право на собственную точку зрения. А вот сама идея «дэнжерологов» мне понравилась – был бы не против почитать ещё что-нибудь подобное.