Больше рецензий

2 марта 2024 г. 15:32

236

4 НЕЛЮБОВЬ

Писать о мировой классике очень непросто, тем более давать оценку. О таких книгах и так сказано многое как простыми читателями, так и авторитетными исследователями литературы. Однако рассказать о своих чувствах по поводу прочтения, ни на что не претендуя, все же хочется. «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса была книгой, к которой меня невероятно тянуло и которую сильно побаивалась. Меня пугала аура сложности романа, витавшая в отзывах. Останавливало большое количество читателей, кто бросил эту книгу, окончательно запутавшись в бесконечных Аурелиано и Хосе Аркадио Буэндиа. Но меня всегда интересовал магический реализм, поэтому отказаться от знакомства с самым известным его представителем было бы глупо. Роман Маркеса был своеобразной галочкой, которую мне нужно было поставить в моем читательском опыте. И этот опыт прочтения «Сто лет одиночества» стал поистине одним из самых необычных в моей жизни!

«Дождь лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня. ...Воздух был настолько пропитан влагой, что рыбы могли бы проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон.»

Ощущения от чтения романа были похожи на плавание в глубоком водоеме. На поверхности – странная история отрезанного от мира города Макондо и живущего в нем рода Буэндиа. Семейная сага, в которой чудеса настолько буднично соседствуют с реальностью, что никого не удивляют. Героев тревожит не произошедшее на их глазах вознесение в небо невероятной красоты девушки, а пропажа сохнущего белья, которое улетело вместе с ней. Здесь призраки умерших навещают живущих, разговаривая с ними о загадках манускриптов, цыгане привозят нетающий лед, а вождь революции предсказывает будущее.

«-Что поделываете, полковник?
-Да вот сижу, - отвечал он, - жду, когда понесут мимо гроб с моим телом.»

Реальность в романе не менее насыщенная, динамичная и страстно-кипучая: гражданские войны, любовные интриги и бесконечные авантюры членов семьи Буэндиа. «Сто лет одиночества» переполнено событиями и персонажами, их сложно удержать в голове читателю, его буквально захлестывают воды романа, в которых он пытается не утонуть. К тому же, язык Маркеса очень вязкий, тягучий, с длинными предложениями и редкими диалогами. Я прекрасно понимаю людей, которые безнадежно запутывались в большом семействе Буэндиа с небогатой фантазией на имена своих детей. Однако если перестать барахтаться в бурных водах романа Маркеса, а начать в них погружаться, можно разглядеть более глубокие слои этой книги. Тогда все эти бесконечный Аурелиано с похожими судьбами кажутся не издевательством автора над читателями, а метафорой повторяющейся истории человечества, по кругу переживающей сотворение мира, его развитие и упадок. Тогда чудеса в романе становятся ироничным отражением реальности, в которой по воле правительства перестают существовать события, произошедшие на глазах всего города.

«В Макондо ничего не произошло, ничего не происходит и никогда ничего не произойдет. Это счастливый город».

Для меня «Сто лет одиночества» сплошь состоит из контрастов и противоположностей. В Макондо красота и уродства всегда идут в ногу, прекрасное убранство домов, благоухающие цветы соседствуют со зловонием мертвечины и развалинами. Книга рассказывается автором, как веселая байка, только смех от нее получается сквозь слезы. Ее герои окружены людьми, но из-за неспособности выражать свои чувства и страха близости постоянно страдают от одиночества. В романе много горячей страсти, секса и совершенно отсутствует любовь. По крайней мере, я не нашла ее в отношениях героев, которые сеяли лишь боль и страдания.

«Прошлое - ложь, для памяти нет дорог обратно, каждая миновавшая весна невозв ратима, и самая безумная и стойкая любовь - всего лишь скоропреходящее чувство.»

«Сто лет одиночества» относится к категории тех книг, читать которые мне не было приятно, но которые я бы с огромным удовольствием изучила на уроках литературы и обсудила бы в компании. В романе интересно копаться, искать метафоры и отсылки, слышать мнения критиков о нем и мысленно спорить с ними. У меня не случилось любви с этой книгой Маркеса, но я совершенно не жалею о ее прочтении, и продолжать чтение творчества автора я все же намерена.

«Литература — самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми.»