Больше рецензий

Welkoro

Эксперт

Эксперт по поглаживанию кошек

2 марта 2024 г. 13:06

153

5

В последнее время все чаще мне попадаются книги о женщинах на войне. Все началось еще несколько лет назад, когда прочитала У войны не женское лицо Светланы Алексиевич , а этим летом влюбилась в Девушки сирени Марты Холл Келли. Но эта книга, пусть и нарочито сказочная, оказалась совсем другой. Если при чтении первой упомянутой книги испытываешь ужас, а во время второй глубокое разочарование, то в этой - какое-то восхищение, потому что таким легким слогом (учитывая, что читала в переводе - это и заслуга переводчика тоже) описать такие ужасы - дело действительно трудное. И, начав эту книгу в начале рабочей недели, признаюсь честно, ждала поскорее вечер, чтобы снова окунуться в этот странный шпионский мир, будто снятый с какого-то красивого нуарного фильма, а это, по моему мнению, лучший отзыв о книге, который только возможен у читателя.

Перед нами раскрывается история двух мировых войн. Точнее, даже середина Первой мировой и послевоенное время Второй мировой войны. Есть два рассказчика: Эва, шпионка, у которой сломана жизнь, и Чарли, молодая девушка, которая из-за своей "маленькой неурядицы" хочет найти свою сестру.

История Эвы показывает другую сторону войны, не ту, которую мы привыкли читать, - это история шпионской сети, которая соединяет в себе и внутреннюю силу, и уверенность, и слабость. История Эвы - это история, которая ради дела готова пойти и против своего естества. Этот персонаж, как сам автор замечает в послесловии, выдуман, но Луиза де Беттиньи (с агентурным псевдонимом "Алиса Дюбуа") - это реальная личность, про которую действительно мало кто знает. Алексиевич в своей книге замечает, что многие женщины, вернувшись со сцены боевых действий, старались не говорить о том, что там видели, боясь не только затронуть раны прошлого, но и боясь оценки общественности. Ведь, по мнению некоторых, женщины не могут воевать, а могут только зашивать раны или делать все для того, чтобы военным было физически хорошо. А вот с Эвой происходит такая же история: после войны она скрывается в своей темной квартире за бутылками спиртного и сигаретным дымом, пока к ней в дом не врывается Чарли.

История Чарли - это поиск своей пропавшей двоюродной сестры, через которую мы узнаем, как люди, не участвовавшие активно в военных действиях, чувствуют себя после их окончания. В попытке найти свою сестру она окунается в исторический контекст, который до этого не был ею так глубоко прочувствован и пережит. Она узнает войну уже после войны, когда, казалось бы, наступило мирное время. И это еще одна война, когда люди восстанавливают память, пытаются состязаться с прошлым за возможность вспомнить то, что не хочется забыть. Через этого персонажа мы узнаем о трагедии поселка Орадур-сюр-Глан, про который, как отмечает автор, до сих пор непонятно, существовал он или нет, но внутренне мы понимаем, что если не там, то во многих, уже нам известным местах, к сожалению, это встречалось слишком часто.

В послесловии автор отмечает еще нескольких персонажей, про которых тоже стоило бы рассказать, но лучше просто прочитать вам это самим. Это не идеальный шпионский роман, это совсем не стандартный женский роман на военную тематику. Это очень засахаренный еще один разговор о том, как женщины были на войне. И это важный разговор.