Больше рецензий

impossible-girl

Эксперт

Эксперт-раздолбай

2 марта 2024 г. 01:42

Лучшее на Лайвлибе

746

3.5 Черт-те что и сбоку бантик

Это официально самый масштабный долгострой в моей жизни: я начинала читать эту книгу по меньшей мере 6 раз за последние 10 лет (причем 3 из них за последний год) и все время бросала. В какой-то момент я была готова сдаться и признать, что ну, эта книга просто не для меня, не пускает она меня. Потом увидела многоголосый аудиоспектакль на bookmate и дала ему шанс - последний шанс. В итоге исключительно благодаря актерским талантам чтиц и чтецов мне удалось победить "Мастера и Маргариту". Спустя столько лет и попыток я наконец-то дотянула до конца.

Ну и что я имею сказать по итогам этого мероприятия: я могу логически понять всенародную любовь к этому произведению, но не могу ее разделить. Обо всем по порядку.

Сатана со своей свитой является в Москву, чтобы провести свой ежегодный бал, между делом творя в городе всякий треш. Параллельно на наших глазах разворачивается история любви талантливого, но не признанного писателя Мастера и Маргариты, женщины, которая ради Мастера заключила сделку с самим Сатаной. А еще в рандомные моменты повествование переносится из Москвы в древний Ершалаим - внутрь книги, написанной Мастером, где прокуратор Иудеи Понтий Пилат делает свои исторические деяния.

В общем, это многослойное повествование - начиная новую главу, ты не знаешь, где окажешься в следующей. Читать эту книгу было не тяжело, тяжело было к ней возвращаться. Линия сюжета то и дело терялась для меня, а если я делала паузу на пару дней, то вновь разобраться во всем, что там происходит, было так сложно, что порой уже и не хотелось. По этой же причине мне пришлось несколько раз начинать чтение сначала.

В книге очень много персонажей: сам Черт собственной персоной, его малоприятные приспешники, герои-любовники Мастер и Маргарита, толпа каких-то москвичей, а также несколько персонажей из древней Иудеи. Прописаны они в целом живенько, но я лишь к середине разобралась в основных персонажах, а второстепенные (как раз все эти москвичи) путались у меня между собой вплоть до самого конца.

А еще почти никто из них так и не получил моего сопереживания: Маргарита - вздорная и сверхчувствительная барышня, Мастер - какая-то вещь в себе, Воланд - просто черт, а его свита - просто бесы. Наверное, лишь Понтий Пилат был, ну, интересным персонажем. На остальных мне было настолько плевать, что это даже словами передать. Вот если бы их всех в первой главе переехало трамваем, я бы не расстроилась.

Роман буквально напичкан отсылками и подтекстами, о которых простой обыватель может лишь догадываться. Понимаю, что, как раз будучи таким обывателем, я уловила процентов 5 всего того, что хотел сказать этим произведением Булгаков. Меня все время одолевало чувство, что я смотрю и не вижу, читаю, но не понимаю. От этого книга шла еще тяжелее. Может, стоило почитать какие-то литературоведческие статьи, чтобы понять больше, но для этого потребовалось бы больше времени и выдержки, чем у меня сейчас есть.

"Мастер и Маргарита" являются одним из самых популярных классических произведений. Наверняка это абсолютно заслуженно. Но за себя я вынуждена констатировать: я этого не понимаю, мне это не интересно, за других сказать не могу. Эта книга - что-то очень странное, и я просто ставлю галочку, что я все-таки смогла. Возможно, лет через 10 попробую вернуться, но, вспоминая все мучительные попытки одолеть эту книгу, обещать не могу.

Прочитано в рамках 19 тура "Игры в классики";
- и игры "Собери их всех!" для клетки 4Е “Вверх по веткам!”.