Больше рецензий

KindLion

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2014 г. 10:12

144

5

В воздухе витает: Толстой – один из списка «наших всех». Но я читал у него не очень много, и, в основном, все – в юности.
Морализаторско-нравоучительные рассказики для детей, которые я читал своим старшим отпрыскам, на долгие годы отвадили меня от этого писателя.
И вот, этим летом, я перечитал, читанную еще в школе, «Анну Каренину». Друзья мои!.. Я – в культурном шоке! Настолько пронзительным и честным, настолько искренним и смелым открылся для меня автор.
Читал и недоумевал: как, ну скажите мне, как можно такое преподавать школьникам?!! Что могут понять они во взаимоотношениях зрелых, чувственных и ранимых людей?
Насколько помню детские свои впечатления, очень переживал за Каренина. Нормальный, в общем-то мужик. Как мне кажется, по-своему любящий и Анну, и сына. И так боящийся их потерять, что совершенно теряет голову от угрозы потери. Да, он совершает порой низкие, неблаговидные поступки. Но ведь он – человек. Человек, со всеми его низостями и слабостями, и со всей его болью.
Перечитав книгу сейчас, в зрелом возрасте – все равно – жалею Каренина. Но, также – жалею и Анну, и Вронского, и Долли… Судьба каждого из них непроста, и все они – хотят быть счастливыми. И строят свое счастье. Таким, каким они его понимают, пытаясь противостоять ударам судьбы.
Вообще, этот роман – он очень человечный. Человечный в том смысле, что он о нас, о людях. Написанный почти 150 лет назад, он не потерял своей актуальности. Потому что, по-большому счету, человеческая психология, во всяком случае, та ее часть, что касается человеческих взаимоотношений, мало изменилась. А «Анна Каренина» - психологический роман. Я бы вообще посоветовал студентам всяких там психфаков выучить этот роман близко к тексту – роман полон готовых афоризмов, которые необходимо взять на вооружение каждому уважающему себя семейному психологу:

Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь.

Для того чтобы предпринять что-нибудь в семейной жизни, необходимы или совершенный раздор между супругами, или любовное согласие. Когда же отношения супругов неопределенны и нет ни того, ни другого, никакое дело не может быть предпринято.

Так же роман будет интересен историкам, т.к. он – срез бытописания жизни российского «среднего класса» второй половины XIX века:

Ну, положим, директор банка получает десять тысяч, — ведь он стоит этого. Или инженер получает двадцать тысяч. Живое дело, как хочешь!

И можно делать выводы о порядке цен.

... снял, как и другие мужчины, с разрешения дам, сюртук.

И можно понять, что без сюртука в обществе появляться было неприлично.

... почти каждый день старой княгине приходилось, садясь за стол, пересчитывать всех и отсаживать тринадцатого внука или внучку за особенный столик.

И улыбаешься, читая о таком смешном обычае православной России.

... я забросила свой чепец через мельницу.

А вот эту идиому мне расшифровать не удалось. Но все равно, она очень забавна!
А какой замечательный у Толстого язык! Сколько в нем юмора и легкой иронии! Насколько он точен в подборе слов и интонаций:

Такое же неприятное чувство испытывал Михайлов при виде живописи Вронского; ему было и смешно, и досадно, и жалко, и оскорбительно.

Протодьякон, как бы напоминая о ценности своего времени, нетерпеливо покашливал, заставляя дрожать стекла в окнах.

Короче, очень советую (в первую очередь самому себе) – читать и перечитывать этот роман. Уже не сюжета ради (тут все запоминается «на раз» - Аня-поезд-все), а ради удовольствия.

Комментарии


Я не люблю перечитывать книги, так как думаю, что тем самым я отнимаю у себя возможность прочесть, что-то новое. Но именно "Анну Каренину" мне хочется перечитать. Не знаю почему, но такое желание не раз меня посещало. И ваша рецензия дала мне дополнительный толчок к осуществлению задуманного. Спасибо.


А мне хочется перечитать большинство произведений классического репертуара, так как понимаю, что сейчас совсем по- другому их восприму...


Я не люблю перечитывать книги, так как думаю, что тем самым я отнимаю у себя возможность прочесть, что-то новое.

Да вот то-то и оно! К тому же - читаю я довольно медленно. Да и времени на чтение немного выпадает... Но любимые книги - они как любимые друзья - к ним постоянно хочется возвращаться.


он – срез бытописания жизни российского «среднего класса» второй половины XIX века:

Князья, банкиры, да и редкие для того времени специалисты - инженеры - это средний класс?))


:) Спасибо за внимательное прочтение.
Вообще-то словосочетание "средний класс" я взял в кавычки - как клише века нынешнего, XXI - го, мало что общего имеющее с тогдашним сословным делением России.


Я заметила кавычки, но не поняла, к чему они) Понятие "средний класс" используется задолго до века ХХI, не буду отправлять вас к Аристотелю, но во времена Льва Толстого тоже существовало это понятие.
Лев Толстой, если не ошибаюсь, о среднем классе никогда не писал)


К Аристотелю? А кто у него был средним классом? Летчики? ;)
Про XXI век да, погорячился. В конце века XX-го я тоже про это слышал.


К Аристотелю? А кто у него был средним классом? Летчики? ;)

Погуглите, если интересно)

В конце века XX-го я тоже про это слышал.

Я бы очень удивилась, если бы вы слышали про это в конце ХIХ или начале ХХ века))

Кстати, кто по-вашему был элитой общества, высшим сословием в XIX веке?


Я бы очень удивилась, если бы вы слышали про это в конце ХIХ или начале ХХ века))

увы... не имел физической возможности - т.к. не существовал в то время даже в качестве идеи. :)
Насколько помнится, там с сословиями в царской России дело было достаточно мутным. Их, вроде, всего 4 существовало юридически. Дворянство, духовенство, простые рабочие и простые селяне. Так что из этих 4-х несложно выбрать высшее. :) Ну а структура этих сословий была, конечно, изрядно слоистой.


увы... не имел физической возможности - т.к. не существовал в то время даже в качестве идеи. :)

Вот и я о том же))

Дворянство, духовенство, простые рабочие и простые селяне. Так что из этих 4-х несложно выбрать высшее. :)

Но дворянство никак не средний класс при данной классификации. Да и при любой)
Надо бы посмотреть Табель о рангах. Скорее всего банкир и инженер имели достаточно высокий чин, дававший дворянство.

Вы средний класс специально выбросили? А как же квалифицированные рабочие, мещане, купечество, интеллигенция?

Кстати, по Аристотелю представитель среднего класса - ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец.
Книга называется "Политика" Там много интересного, взгляните)


Вы средний класс специально выбросили?

Не, это еще до меня, в XIX веке. :) Таков был перечень сословий в Своде Законов Российской империи.


Скорее всего это не совсем так. Ну да ладно )


"Анны Карениной" нет в школьной программе, но это, конечно, не отменяет сложности "Войны и мира".


Видите ли, за время, прошедшее после того, как я покинул стены школы, программа среднего образования менялась неоднократно. Боевая секира Минобраза в восьмидесятые-девяностые-нулевые не единожды кромсала список литературы, изучаемой в старшей школе.
Возможно, это произведение было в списке внеклассного чтения.
Кстати, во время подготовки этого отзыва, я, не особо надеясь на свой склероз, советовался с женой, обладающей гораздо более светлой памятью. Да, говорит, изучали "Каренину" в школе.


Может, лет 40 назад:)


:) А вы что, думаете, что столько люди не живут?


Мне приятно, что вы думаете, что я в свои 50 могу так думать.


я в свои 50

Оп-па.. Неожиданно. ;)
И что, вы в школе "Каренину" не проходили?


Моя мама мне когда-то что-то рассказывала, но, возможно, я путаю, что она читала в школе "Анну Каренину", может, проходила, не помню, но спросить уже не у кого. А сама я не настолько стара.

Я в школе "АК" не проходила. И не знаю ни одного человека, который изучал бы этот роман в школе.

И чтобы уже поставить точку в вопросе изучения "АК".
Более четверти века я преподаю литературу в школе. В программах вольных 90-х годов "АК" рекомендовалась для так называемого "самостоятельного чтения", но ни в программе, ни даже в списке произведений "по выбору"(а был и такой) "АК" не было. Возможно, нужно смотреть какие-то местные программы опять же конца 80-х - середины 90-х годов, когда наступила в образовании некоторая вольница и можно было свободно обращаться с программами.
Но поскольку на экзамены "АК" не выносилась, а "ВиМ" совсем наоборот, то и изучать ее смысла не было никакого, поскольку темы сочинений на вступительных и выпускных экзаменах изобретали все-таки не сами учителя, а работники департаментов и РОНО.

Может, кто-то и изучал, в каком-нибудь гимназическом классе. Возможно, в спецклассах до сих пор изучают. В средней общеобразовательной школе - нет.


Да, ставим точку.
Перед учителем, да еще по литературе, да еще с таким стажем... снимаю шляпу.
Кстати, о точках (в данном случае - о точке соприкосновения наших с вами мнений)

Возможно, это произведение было в списке внеклассного чтения.

:)


Собственно о романе:

http://www.livelib.ru/review/212808#more


По поводу "Войны и мира" - хочу перечитать. Я честно прочел ее на летних каникулах после 8-го класса, в 9-м выучил наизусть разговор Болконского с дубом, написал программное сочинение, но больше-не открывал.


Перечитайте. Даже неловко говорить о том, что Толстой решил в этой книге перед собой поставленную задачу "захватить все" и остался современен и актуален.
Меня это поражало, когда читала в первый раз, поражает, когда отрывочно читаю уже в сто пятый или сто восьмой:)

Немножко раздражает некоторая назидательность и нарочитость, а в остальном - можно больше ничего и не читать, только Библию как первоисточник:)