Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 февраля 2024 г. 16:38

458

4

Привычка не читать аннотации одновременно играет и в плюс, и в минус. Например, с «Любовником леди Чаттерли» я была искренне уверена, что этот классический роман происходит примерно в то же время, и в тех же декорациях, что и «Госпожа Бовари» Флобера.
Тем ярче было удивление, когда в первой половине романа встретилось сначала обсуждение большевистского движения, а затем появился тот самый любовник и страницы наполнились весьма откровенными обсуждениями эротических моментов, интимных частей тела и цветов, которыми эти части тела украшают. Можно себе представить удивление неподготовленного читателя. Да и вся история с запретами произведения Дэвида Лоуренса и попытками привлечь к суду за непристойное поведение после печати становится понятнее.
Уж совершенно точно читатель первой половины XX века ещё не был привычен к тому, что вдруг будет читать про оценку отверстий для физиологических отправлений у женщины и про то, насколько это делает её женщиной.
Сейчас роман, пожалуй, смотрится всё ещё провокационно, хотя совсем не так как когда-то.

Ещё удивительнее, что в основе лежит максимально банальная ситуация с любовным треугольником. Перед нами баронет Клиффорд Чаттерлей, ставший наполовину парализованным инвалидом всего через полгода после свадьбы, его жена двадцати с небольшим лет Констанция и его угрюмый и нелюдимый егерь — Оливер Меллорс. Сначала Констанция (Конни) влюблена в своего мужа и находит удовольствие в жизни, где она символ чистоты и вдохновитель мужчины, но годы идут, характер Клиффорда портится, а молодая женщина взрослеет и начинает осознавать, что её будни в качестве сиделки человека, с которым они даже не любят друг друга пусты и бессмысленны. Да и сам муж вовсе не прочь завести ребенка, которого он планирует воспитать достойным собственного высокого статуса, для чего он неоднократно намекает жене, что совсем не против, если она заведет любовника. Ведь главное не потерять её и всё ещё полностью контролировать свою добровольную сиделку, а страсти к ней он не испытывал и до постигшего его несчастья.
Именно в этот момент случается та самая встреча с егерем и события начинают набирать оборот, в котором происходит столкновения рутины и страсти, а также столкновение двух совершенно разных социальных классов.

Причем в этом романе нет любви как таковой ни с одной из сторон.
Клиффорд просто не готов расставаться с ухаживающей за ним женщиной, которая так отлично вписана в его рутину и обладает устраивающим его социальным положением. Неважно насколько тяжело жене одной обслуживать неходячего мужчину, он не подпустит к себе слуг и будет требовать заботы только от неё. И, даже согласившись на сиделку, которая будет устраивать его во многом больше, чем Конни, он все равно маниакально следит за сохранением привычной рутины, в которой немало её обязанностей.
Конни, которая просто хочет жить, дышать полной грудью, вырваться из этого блеклого мирка, где она просто деталь интерьера. Она не понимает егеря, ей не о чем с ним говорить и тяжело слушать его просторечье, но он олицетворяет свободу, которой ей так не хватает.
И сам Меллорос, в котором бушуют страсти, которым он пытается, но не может не поддаваться.

Другой пласт романа — это рассуждения героев об устройстве мира, классовом неравенстве, индустриализации и будущем, где не будет места всему тому, за что так держится баронет Чаттерлей, но и не будет того идиллического баланса, о котором грезят другие герои.
У Дэвида Лоуренса получился интересный роман, который дает очень много поводов для размышлений и обсуждений, что уже делает чтение ненапрасным.