Больше рецензий

T Bheag (tbheag)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 февраля 2024 г. 03:48

60

4

Этой книге не хватает одного: пометки «для средних классов школы» — и тогда всё встанет на свои места. Ко мне же это издание попало под видом научпопа «для широкого круга читателей», да к тому же — «для интересующихся растениями», поэтому содержание (не столько даже само содержание, сколько манера изложения) по большей части вызывало как минимум неудомение, а то и раздражение.

Собственно, подача информации выстроена так: сначала авторы сообщают вам какой-нибудь совершенно банальный факт о растениях (под словом «банальный» я подразумеваю, что он должен быть известен не просто человеку с широким кругозором, но любому окончившему девятилетку) — например, что у растений есть сосуды, — а после восклицают: «Вы удивлены?!» Удивлены — не то слово!.. Или так: «Мы не рассчитываем обнаружить у растений [то-то и то-то]…» — так и хочется сказать: «Говорите, пожалуйста, за себя!» — и продолжают с заговорщическим видом: «Но на сааааамом деле…!» Ну да, ну да…

Единственным «открытием» для меня стал тот факт, что мясо медведей, оказывается, «имеет превосходный вкус» (мол, была бы наша воля, только бы медвежатиной и питались, но вот беда, тяжело медведей разводить, приходится овощами давиться…) — лол что?.. Я утрирую, конечно, но в целом таких «сомнительных» утверждений, а также откровенной подмены фактов и попыток манипуляций читателем в книге немало.
Например, авторы пишут: «[Растениям] жить в симбиозе с людьми легче и удобнее, чем самостоятельно бороться за выживание»,— совершенно игнорируя тот факт, что в природе, в нетронутой человеком экосистеме растения и так живут в симбиозе — в том числе с другими растениями и животными, но в первую очередь с червями, бактериями и грибами. Про грибы вообще ни слова, а ведь именно они — в обмен на сахара — поставляют растениям необходимые для строительства клеток химические соединения (в доступной для растений форме)! Использование на полях химических удобрений (в особенности суперфосфатов) губит эти самые грибы, в результате чего снижается плодородие и разрушается структура почв (грибной белок гломалин является важнейшим связующим элементом), а дальше — падает урожайность сельскохозяйственных структур. Я могла бы даже привести целую таблицу с данными о том, как на протяжении последнего полувека в овощах, попадающих к нам на стол, постепенно снижалось содержание таких микроэлементов, как цинк, медь, селен и прочие — а ведь чем богаче минеральный состав, тем насыщеннее вкус (никогда не задумывались, почему современные овощи «из магазина» на вкус зачастую как будто пластиковые?)… Но авторов как будто ничего не смущает, наоборот, они утверждают, что в последние годы урожайность — при интенсивном разведении культур — только растёт «благодаря удобрениям». Что-то никакие удобрения и распашка земель за 40 лет не помогли прокормить людей в африканском сахеле, наоборот, угробили землю так, что голодающие сенегальцы бегут в Европу, и только в последние пять лет, когда энтузиасты приступили к реализации проекта «Зелёный пояс» — полностью на основе природных процессов (в т.ч. без искусственного полива), с пониманием работы биосистем — наконец-то всё «заколосилось» и в будущем, возможно, получится остановить продвижение песков Сахары на юг. Те же самые процессы «перестройки сознания» можно наблюдать и в Индии, постоянно страдающей от наводнений, и в материковом Китае, где в двадцатом веке всё загадили, как на ядерном полигоне, а потом ужаснулись — и сейчас КНР впереди планеты всей по созданию уникальных, вписанных в городскую среду парков-биосистем с самоочищающейся водой, местом для птичьих гнездовий и т.п. Но создатели книги, похоже, по-прежнему мыслят категориями прошлого века…

Также в книге утверждается, что корни растут «вплоть до полного исчерпания обнаруженного запаса [полезных соединений]». Не знаю, в какой параллельной реальности живут авторы, но на Земле — в нормальной, подчёркиваю, экосистеме, с участием грибов и микроорганизмов — «исчерпать» запасы тех же минеральных солей практически невозможно, про круговорот азота в природе я уж вообще молчу. По логике авторов должно выходить, что леса — сосновый бор, дубрава, березовая роща — в принципе не могут существовать. Их же никто не удобряет, а корни рано или поздно «исчерпывают запас» веществ и деревья, видимо, гибнут. Так?..

Есть вопросы и к переводу. Например,что такое загадочный «химический градиент», упоминаемый на каждой десятой странице? Я знаю градиент концентрации, градиент химического потенциала, электрохимический градиент — но что-то мне подсказывает, что авторы имели в виду совсем не это.

В общем, если вы действительно интересуетесь растениями и естественными науками в целом, то вряд ли узнаете для себя что-то новое, но вот для любознательных школьников книга и в самом деле может быть полезной — как минимум тем, что, написанная в такой лёгкой и игривой манере, может зародить интерес с теме, побудить по-новому взглянуть на окружающий мир и вдохновить на дальнейшие изыскания.