Больше рецензий

28 февраля 2024 г. 23:40

39

4 О грехопадении человека, таинствах Церкви, магизме, метафизике и не только.

Подступиться к написанию рецензии на книгу о церковном учении оказалось не так-то просто. Как и к её прочтению. Несмотря на то, что автор книги сам является священнослужителем, игуменом, а также публицистом и переводчиком, с изложением материала, на мой взгляд, у него сложилось лишь наполовину. Текст построен сложно: громоздкие предложения насыщены множеством смысловых повторений, и без того специфическая лексика пестрит религиозными терминами, темы раскрываются не простыми ответами на вопросы, а целыми философскими абзацами. Я сделала вывод, что перед тем, как приступать к чтению, нужно особенное философское умонастроение.

Назначение Церкви – спасение личности в её неповторимой уникальности, богообщение, вечная жизнь с Богом, предначинаемая здесь и простирающаяся в вечность.

Книга объясняет христианину о чем, собственно, его вера; как случилось грехопадение (та самая библейская история о вкушении запретного плода Адамом и Евой), в результате которого природа человека «испортилась»; зачем нам нужно спасение и как его достичь; чему учит Священное Писание; что такое Евангелие; что такое Священное Предание; кому и зачем нужны таинства Церкви и в чём их суть; о влиянии пастырей на паству; иерархии священнослужителей; нравственных проблемах современного общества, препятствующих воспитанию в духе христианских ценностей; и, самое главное, об Иисусе Христе – центральной фигуре православного христианства.

Итак, перед нами Книга книг – Библия, Слово Божие, Откровение Божие, основа нашей веры и жизни. Она писалась на протяжении более тысячи лет; её авторы – цари, пророки, пастухи, судьи, священники, рыбаки, юноши, старцы, учёные, простецы. Здесь и летопись, и исторические повествования, и родословные списки, и законы, и пословицы, и поэмы, и видения, и Евангелия, и письма апостолов разным первохристианским общинам. Книга сложная, требующая правильного понимания и толкования.

Игумен Петр в своей книге даёт понимание об основах, на которых существует Церковь. И здесь всё довольно просто. Есть Библия (она же – Священное Писание) – это собрание книг Ветхого Завета (пророческие писания) и Нового Завета (апостольские писания). Евангелие – это книги апостолов, входящие в Новый Завет. Всё, о чем написано в этих книгах, является ориентиром для жизни христианина. На отдельные цитаты из Священного Писания и, в частности, Евангелия, а также на выдержки из трудов знаменитых богословов и проповедников, автор ссылается довольно часто в своём трактовании смысла христианства.
Отдельные главы посвящены таинствам Церкви: Крещению, Миропомазанию, Покаянию, Причащению, Браку, Священству и Елеосвящению. Было интересно узнать о том, как, с точки зрения Церкви, правильно подходить к этим таинствам. Наблюдая за отношениями между современным обществом и Церковью, Игумен Петр констатирует следующее:

Отношение к ним [таинствам] нередко самое что ни на есть утилитарное – чтобы ребеночка не сглазили, его надо крестить; чтобы семья не развалилась – венчаться; чтобы не заболеть – причаститься и т.д. но всё это – взгляд глубоко нехристианский; Церковь учит совершенно не так.

Помимо такого мышления, в результате которого значимость Церкви в глазах людей всё больше напоминает профанацию, есть и другие явления, искажающие суть христианства. Одно из них – магизм. Это тот случай, когда

<…> «народу» нужно, чтобы было хорошо здесь, и в контексте этого народное восприятие религии – вовсе не связь с Богом, а средство для решения «метафизическими» способами своих «физических» земных проблем.

И на самом деле, мало кто сегодня посещает Церковь ради богообщения. Мы почему-то воспринимаем её как «средство», а не как путь к Богу.

Людям вообще очень редко нужен Сам Христос. Нужно, чтобы дети не болели, муж не пил, чтоб работа хорошая была, чтобы квартиру получить, и т.д. и т.п. Когда эти, надо сказать, вполне законные желания невозможно решить на физическом уровне, люди обращаются к уровню метафизическому – что для них олицетворяют разнообразные церковные действия. Бог выступает здесь как гарант благополучной жизни. Сам по Себе Он совершенно не нужен, а нужно что-то от Него.

Почему так вышло – отдельная тема для рассуждений. Но, благодаря подобным книгам, у верующих и воцерковленных христиан есть возможность направить своё мировоззрение по праведному пути.