Больше рецензий

7 сентября 2014 г. 14:30

269

5

Всю эту музыку я изучаю уже давно и совсем уж незнакомых имён в книге не встретил, но от этого и читать её было в сто раз интереснее, а на последней главе я и вовсе чуть не расплакался, потому что тоже жалею, что всех этих прекрасных и ужасных людей нет рядом хотя бы с Джо Бойдом.

Это было великое время и, конечно, книга необходима всем, кто считает, что 60-е - это прежде всего Битлз. Или тем, кто считает, что фестиваль в Вудстоке - это какой-то пик всей той культуры. Вудсток был, скорее уж, прекрасным, но всё-таки предсмертным видением эры любви-мира-и-музыки, которая начала умирать гораздо раньше - за полтора года до Вудстока, например, вышел альбом Заппы с The Mothers of Invention "We're only in it for the money" ("Мы здесь только ради денег"), высмеивающий наивность хиппи, которые никак не могли понять, что их поставили на вполне уже коммерческие рельсы.
В книге Джо Бойда начало смерти этого движения относится к нескольким моментам ещё 1967 года, но не будем раскрывать интригу.
Тем больнее ощущается ужас Ника Дрейка при необходимости выступать перед жрущей публикой, для которой он был фоном. Тем более жаль становится ISB, погрязших в саентологии и растерявших себя, по-моему, даже раньше, чем пишет Джо Бойд (я вот не могу слушать почти ничего после третьего альбома). И так далее, и так далее... Теперь хочется сказать о другом.

Джо Бойд - о чём многие читатели забывают - пишет о том, как ему работалось продюсером записей этих замечательных музыкантов. Он отвечал за ЗВУК этой музыки, и любви именно к звуку тут посвящено не меньше страниц, чем байкам про музыкантов - да книга, по большому счёту, вся - о звуке. Потому что музыка, которая не звучит - это уже не совсем музыка. Песня может быть сама по себе гениальной, но если она плохо записана - из неё ничего не выйдет.
И тут кроется причина, по которой не будет такой книги об отечественной "рок-музыке" и почти нет самой отечественной рок-музыки, хотя если копать-копать-копать, можно обнаружить 20-30 отличных отечественных команд 60-90-х, про которые мало кому что-то известно (ну, кто слушал группу "Сонанс"?)... Отечественный производитель может сколько угодно травить байки про безбашенную рок-молодость и битлз на рёбрах, рассказывать, что "в те годы играть на гитаре уже было протестом", хоть годами просиживать (теперь-то) на студии Abbey Road и позировать на фоне сотни отличных гитар. Видимость создастся, но станет ли лучше хоть одна его песня? Не станет. Альбом "Машины времени", записанный ТАМ, на Abbey Road, звучит плоско и скучно. И единственными, кажется, людьми, которых заботит звук, так и остаются - у нас - БГ и Умка.
Вот если кому-то из музыкантов попадётся в руки эта книга и он поймёт, наконец, что в песне главное не текст (печатай сборник стихов, ёлки-палки), а то, как всё вместе звучит - может получиться что-то интересное.

В общем, спасибо Джо Бойду за прекрасные звуки, которые меня окружают уже больше десяти лет.
Переводчику и издателю спасибо отдельное.