Больше рецензий

26 февраля 2024 г. 21:25

79

5 Спойлер Книга, в которой Холо проживает гибель Йойса, а Лоуренс учится на своих ошибках

Скажите, а вы при просмотре анимэ «Волчица и пряности» задавались вопросом: «Как Холо так легко пережила известие о том, что её родной город Йойс был разрушен вскоре после того, как она отправилась в путешествие на юг?» И я сейчас не про бурную ссору с Лоуренсом в гостинице после того, как Волчица случайно узнала об этом из письма — то было проживание предательства от успевшего стать близким человека. Но где проживание, собственно, самой утраты малой родины? Холо всегда открыто и сильно проявляет эмоции, почему же здесь она изменила себе?! Почему в следующей сюжетной арке анимэ — посещении города Реноса, славного древесиной и мехами — девушка со спокойной любознательностью читает книги с древними преданиями, выискивая упоминания родных земель?..

Разгадка кроется в ранобэ. А именно в четвёртом томе, который при экранизации решили пропустить. Хотя именно в нём Волчица проживает потерю Йойса. Странный выбор, который я, не будучи в курсе реальных причин, могу объяснить лишь тем, что студия не планировала продолжать анимэ после второго сезона, и для завершения повествования ей показался более подходящим пятый том, а не четвёртый. На мой взгляд, спорное решение, так как финал четвёртого тома тоже по-своему хорош, хоть и оставляет зрителя без признания Лоуренса в любви к Холо. А так, перепрыгнув через книгу, сохранить естественное и логичное поведение героев не получилось.

В четвёртом томе Лоуренс впервые полностью сходит с проторенного торгового маршрута, которому следовал предыдущие года. После случая в Пассио Крафт уже стал выбирать безлюдные дороги, но теперь странники отправляются в совсем глухие незнакомые края, ведомые не торговлей, а поисками информации о том, что случилось в Йойсе, когда его разрушил Охотник на Луну, Медведь Ирава Вир Мухэдхэнд. Лоуренс не был бы собой, не возьми он товар на всякий случай. Однако основная часть событий книги будет крутиться далеко от торговых сделок. И это естественно и закономерно, ведь, узнав о потере родины, Холо хочет по возможности узнать подробности произошедшего. Здесь она впервые выказывает нетерпение в дороге: несмотря на собственную усталость, настойчиво просит Лоуренса не задерживаться в попутном городе Энберге, а продолжить путь в деревню Терэо.

На этом завершаю лирическое отступление о роли четвёртого тома в ранобэ «Волчица и пряности» и перехожу к своим впечатлениям от прочитанного.

Мир ранобэ: внимание к деталям

Исуна Хасэкура продолжает быть верен себе в любви к Средневековью и переносу интересных историй оттуда на страницы ранобэ. Так, на пути к деревне мы знакомимся с молодым мельником Эваном, представителем ещё одной профессии, окружённой суевериями о возможном сотрудничестве с нечистыми силами. Помните пастушку Нору, которую тоже подозревали в подобном? Так вот, средневековые байки о мельниках похлеще будут!

Не забывает автор и о том, что герои живут в этом мире. Чего стоит сценка, где Лоуренс во время дорожной ночёвки в тщетных попытках согреться пытается укутаться в хвост Холо и случайно сильно дёргает его. Или то, что после шести дней зимней дороги, приехав в деревню, герои первым делом хотят поспать, так как из-за холода в пути они делали это урывками.

Сама деревня Терэо оказывается будто кривым зеркалом деревни Пасроэ. Языческий бог-змей Великий Торуэо, дарящий плодородие местным землям, давно покинул деревню, но крестьяне истово чтят его, вступая в конфликты с церковью. Это не только ещё одна, пусть и заочная, встреча с духом-животным, но и деталь, в мозаике чувств и мыслей Холо — напоминание о Пасроэ, который за почти 600 лет стал ей вторым домом и который она недавно самовольно покинула.

Признаться, меня поразило, как смело автор ввёл на страницы ранобэ сведения о сотнях разнообразных духах-животных. Ведь монахом, к которому Диана отправила странников, была кропотливо составлена целая библиотека преданий о языческих богах! Да, уже в третьем томе из речи летописицы мы узнали, что легенд о духах-животных много, но именно в четвёртом томе, при перечислении существ, с легендами о которых ознакомились Лоуренс и Холо, осознаётся весь масштаб. После этого восприятие мира книги сильно меняется — ты понимаешь, что когда-то он так и кишел волшебными созданиями, подобными Мудрой Волчице! Увы, часть из них погибли в битвах с Охотником на Луну, но часть затаилась среди людей, как Птица Диана, а есть и молодое поколение, как Волк в лесу по дороге в Рамтору.

Интересно продумана и причина, по которой отец Франц, человек церкви, стал собирать эти придания. И отличие монаха Франца от священослужительницы Эльзы Шутингхайм. Не буду лишать вас удовольствия разобраться в тонкостях различий этих понятий, а лучше уделю внимание Эльзе, первой из двух сильных женщин деревни Терэо.

Сильные женские персонажи

После смерти отца Франца на хрупкие плечи юной девушки ложиться тяжёлая ноша: быть главой церкви в по-сути языческой общине и постараться сохранить особое положение деревни перед городом Энбергом, полученное за счёт договоренностей предшественника с более сановитыми церковниками и знатью. В патриархальном мире, да... Но она не сдаётся и продолжает дело, не смотря на нелюбовь крестьян и лишь неявную поддержку одного старосты.

Сначала может показаться, что Эльза — вторая Нора, только темноволосая. Но не тут-то было. Характер у Эльзы более твёрдый или, может, сформировавшийся. Её не так просто заговорить или сбить с толку. Даже в момент значимого для священницы испытания — знакомства с полным человеческим обликом Холо и тем фактом, что она — вечно живущее языческое божество из легенд, собираемых наставником, выбивает у девушки почву из под ног лишь не надолго. Она быстро берёт себя в руки и возвращается к внутренним опорам — наставлениям отца Франца. Определённое уважение вызывает и готовность Эльзы пожертвовать собой, но попробовать спасти деревню от гибели.

Вторая сильная женщина этой истории — Ирма Ранер, хозяйка таверны, пришла в эту деревню со стороны, да так и осталась. Жизнь изрядно потрепала её: бежав из разорённого пиратами приморского городка, она волей судьбы стала бродячей пивоваркой. И не смотря на это, она сохранила в себе открытость к людям, а также смелость заступаться за более слабых. Так она не побоялась заступиться за Эльзу перед всей деревней, а потом и помочь организовать побег.

Сюжет

Здесь автор по описанным выше причинам отступает от уже ставшем привычным сюжета, когда герои приезжают в новое место, заключают сделку и решают связанные с ней проблемы. Однако проблемы находят их сами: всё дело в товаре, взятом Лоуренсом на всякий случай — пшенице. Властям Энберга это сыграло на руку в их подлом плане подчинения непокорной языческой деревни. Теперь козлов отпущения стало два — мельник и торговец, один точно попадётся под горячую руку!

И следующий непривычный поворот сюжета — герои не решают проблему, а выбирают побег из деревни. Сначала чувствуешь себя немного обманутой: как же так? Разве герои не должны всегда выкручиваться?! Но вскоре понимаешь, что в сложившейся ситуации — это наиболее разумный выбор. И, как это бывает в жизни, освобождение от нависшей угрозы даёт возможность Лоуренсу и Холо найти единственный возможный бескровный способ спасения деревни.

Развитие Холо

В этом томе Мудрость Волчицы раскрывается по-новому. В разговоре с Эльзой она ведёт себя неожиданно принимающе и поддерживающе, без всякой иронии. Конечно, здесь сказывается и проживание Холо собственной потери, тогда как деревню священницы ещё можно спасти. И после того, как Эльза кидается обратно, а следом за ней и бежавший с ней Эван, Волчица даёт волю охватившим её эмоциям и душевным терзаниям. А остынув, совместно с Лоуренсом придумывает план спасения Терэо. Кстати, здесь я узнала о ещё одной волшебной способности Холо, которая была опущена в анимэ.

Пересказывать само проживание Холо потери Йойса, я, пожалуй, не буду. Скажу, что описано оно действительно хорошо. Поэтому и хочется оставить его вам для самостоятельного ознакомления.

Развитие Лоуренса

Как же я была рада, когда увидела, что автор действительно даёт персонажам право развиваться, а не эксплуатирует «наступание на одни и те же грабли» ради продления сюжетной арки на ещё одну книгу. Что часто бывает в многотомных книгах или сериалах, когда герой раз за разом повторяет свою ошибку, и уже любой человек извлёк бы урок, но не тут-то было… Так вот, Лоуренс растёт! В четвёртом томе он учится озвучивать тревожащие его мысли и спрашивает Холо о том, что будет, когда они найдут Йойс? Волчица сводит разговор на нет, так как и сама ещё не знает ответа. Однако сам факт того, что Лоуренс озвучил что у него на душе — уже большой прогресс для человека, который недавно боялся лишний раз огорчить Холо упоминанием далёкой родины.

Чуть позже Крафт находит книгу, содержащую легенды о Медведе Охотнике на Луну. Испытывая искушение прочитать первым или спрятать её от Холо, мужчина отдаёт книгу спутнице. Теперь Лоуренс понимает: не сделай так, это было бы предательством.

Заключение

На мой взгляд, четвёртый том — достойное продолжение истории. Здесь описан не только важный для развития сюжета этап (да-да, то самое проживание потери), но и больше раскрыт мир, показаны новые интересные персонажи (особенно, мой глаз радуют женские), а главные герои развиваются, как и отношения между ними. Здесь Лоуренс впервые после того, как Марк намекнул на это в Камерcуне, почувствовал, что для него центральное место в жизни перестаёт занимать одна лишь торговля. И потихоньку появляются новые чувства и эмоции по отношению к спутнице.