Больше рецензий

26 февраля 2024 г. 16:08

151

3

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения романа "бэтман Аполло", который вновь поднимает вопрос "баблоса", "дискурса" и почему люди никогда не полетят в космос осваивать звезды. Кроме того "факта", что вампиры не позволят им этого сделать. Дело в том, что нашей цивилизации это просто не нужно. Потребление и желание потреблять еще больше с каждым днем стало новым богов для современного человека. Да и не только для него - вампиры тоже не сильно отстают от своего "стада", все чаще предпочитая просто плыть по течению.

Человек всегда выходит в сеть с предвкушением, что он сейчас выловит из океана информации нечто ценное, интересное и нужное. И что происходит через три-четыре часа? Он встаёт из-за монитора с чувством, что через его душу пронеслось стадо свиней.

Книга является прямым продолжением первой части приключений про юного вампира, и если вы ранее не читали или хотя бы не слышали ничего про "империю V", то у вас два варианта - отложить роман, и пойти к предыстории. Или же поверить автору на слово о том, что новый текст можно спокойно читать как самостоятельную историю (к тому же он дает краткий словарь терминов и условностей мира)

Я с детства считал, что отношениям мужчины с женщиной не хватает той доверительной и легкомысленной простоты, которая существует между друзьями, решившими вместе принять на грудь.

Не могу назвать себя любителем ни Пелевина, ни кровососов. Но если ко вторым я равнодушен нейтрален, то по отношению к писателю это очередная попытка вникнуть в его популярность. Даже у меня среди знакомых есть несколько человек, считающих его творчество чуть ли не вершиной современной русской литературы. И которые смакуют каждый новый роман так, как я наслаждаюсь обычно своими любимыми писателями. Поэтому снова и снова я берусь за новые или старые работы Виктора с целью найти, обнаружить ту самую ИДЕЮ, которая так вдохновляет моих друзей, и заставляет их петь восторженные оды его работам.

Знаешь, что делает тебя королевой? Исключительно объем [ой], который ты можешь проглотить с царственной улыбкой. Нормальный человек сблюет и повесится, а ты улыбаешься и жрешь, улыбаешься и жрешь.

Могу чистосердечно признаться в том, что какие-то произведения Виктора мне нравятся больше, какие-то меньше. Я в целом даже понимаю основной вектор писательской философии (не то, чтобы он так глубоко прятал свои идеи на страницах текста), но не говорю, что понимаю ВСЕ отсылки. Что меня отталкивает в первую очередь - это манера написания и стилистика. Мне просто не нравится то, как Виктор пишет. Не мое это, и все тут. Почему-то постоянно возникает ощущения некого душа и пафоса, который вызывает у меня только желание закрыть книгу.

Если коротко описать суть эволюции, мы отобрали у людей простое обезьянье счастье и заставили страдать по поводу так называемого успеха и красоты, образы которых они должны ежеминутно проецировать вовне. С точки зрения современной культуры все те, кто не вписался в ее видеошаблон, должны быть глубоко несчастны.

Повторюсь, что это сугубо МОИ впечатления, а не некая объективная истина. Поэтому прошу тапками и помидорами не кидаться! Мы для того и пишем отзывы, чтобы поделиться МНЕНИЕМ. У меня нет никакого стремления задеть или обидеть его почитателей. Наоборот, здорово, что у него достаточно большая и крепкая фан-база, которая с нетерпением ждем очередную байку маэстро. Просто я не один из его читателей, вот и все.

Боль - это просто боль, А страдание - это боль по поводу боли.

Еще мне постоянно кажется, что он местами вдохновляется Чаком Палаником и другими американскими и английскими писателями контрлитературы, которые тоже постоянно выдают нечто метафизическое и высмеивающее современное общество. Правда, не могу не заметить при этом интересный факт - никто из них не говорит как правильно. Как надо развивать людей и общество, чтобы все было хорошо. Они только изобличают и критикуют : )

Рабский труд непроизводителен. Раб на галере всегда гребет хуже, чем зомби, который думает, что катается на каноэ.

"Бэтман Аполло" - прямое продолжение высмеивания культа денег и потребления, которые заменили в наше время традиционные религии и богов. Люди молятся не иконам, а новым брендам и звездам, которые вещают с экраном устройств и рассказывают о том, как нужно правильно жить. Ловить "хайп", "быть в тренде". Даже компьютерные игры, которые выпускаются с многочисленными багами и ошибками на самом деле лишь один из инструментов вампира, с помощью которого они воздействуют на психику человека.

– Креативный класс – это вообще кто? – Это которые качают в торрентах и срут в комментах, – ответил я. – А что еще они делают? – Еще апдейтят твиттер.

Игрок не получает удовольствие от погружения в виртуальную реальность. Он страдает. А страдания и есть та необходимая валюта, которую используют упыри. Да, они могут при необходимости даже пить кровь человека, но предпочитают сосать "баблос", которые выделяется нашим обществом. Потому что зачем кусать, если можно сосать? И вообще, миф про укус вампира и инициацию через выпивание всей крови придумали они же сам. Да, это тоже один из способов управлять человеческим мышлением.

Русский ум именно в силу этой своей особенности породил величайшую в мире художественную культуру, которая по сути и есть реакция души на это крайне сильное и ни с чем не сравнимое по своей бессмысленности страдание. О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще.

— Для чего им? — спросил я.

— Для них это короткая инъекция счастья. Они на пять минут верят, что ад не у них, а у нас. Но ад везде, где бьется человеческая мысль.

Если брать основную философию книги за основу, то выходит, что человечество ничего не грозит. Прогресс лишь очередная марионетка в руках вампиров. Которые, в свою очередь, являются "носителями" языка. Это древний паразит, являющийся по сути настоящим вампиром. Который крепится к своему носителю, и использует его на протяжении очень длительного времени. После чего однажды меняет на другое тело, так как даже самый сильный вампир имеет свойство стареть и ломаться.

Протест — это бесплатный гламур для бедных. Беднейшие слои населения демократично встречаются с богатейшими для совместного потребления борьбы за правое дело. Причем встреча в физическом пространстве сегодня уже не нужна. Слиться в одном порыве с богатыми и знаменитыми можно в Интернете. Управляемая гламурная революция — это такое же многообещающее направление, как ядерный синтез...

Даже вампиры, стоящие над человечеством как надзиратели, в свою очередь также являются заложниками положения. Рабами, если можно так грубо и прямо выразиться. И ими правит Великая Мышь. Но это отдельный персонаж, я не буду делать на этом слишком большой акцент. Кто захочет познакомиться с вампирской мифологией Пелевина, тот самостоятельно прочитает эти книги и сделает для себя выводы.

Если ты действительно не паришься, через несколько лет становится кристально ясно, что все возникающее и исчезающее, вообще все без исключения, чем бы оно ни было — на фиг тебе не нужно. И никогда не было нужно.

У меня выводы получились какие-то меланхоличные. Ощущение безысходности, из которой невозможно выбраться. И что все мы - и люди и вампиры повязаны одной нитью. Даже Великая Мышь, которая выступает тут в роли некого высшего существа оказывается лишь марионеткой некого Великого Вампира, с которым у героя даже получится ... увидеться? Наверное, не совсем верное слово. Скорее, ему удастся увидеть то, что другие его "коллеги" называют самым Первым Вампиром. Создателем, если так угодно.

Как все-таки много на женщинах всяких крючков и застежек — даже на совершенно голых женщинах... И каждую нужно расстегнуть с заботой и вниманием, иначе ничего не выйдет...

Не говорю, что мне не понравился концепт, или что тут нет интересных мыслей. Просто в совокупности всего получилось... не очень. Один раз прочитать можно, но возвращаться снова сюда не тянет от слова вообще : )

Название серии говорит само за себя: персональное собрание книг главного мистификатора русской литературы, культового автора - Виктора Пелевина. Каждая его новинка становится грандиозным событием в культурной жизни. Особенности Виктор Пелевин бьет по самым чувствительным, болезненным точкам представителей эры потребления. Что есть Человек - часть целевой аудитории или личность? Что есть мир - рекламный ролик в планшете или великое живое чудо? Вы ждете ответы на эти вопросы? Вы их получите! Автор Виктор Пелевин в особых представлениях не нуждается. Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004). Легендарный и загадочный писатель, книги которого невозможно забыть - настолько уникален динамичный авторский стиль. Виктор Олегович стирает тонкую грань между реальностью и фантасмагорией, смешивает исторические эпохи, чтобы открыть новый мир, законы которого выстраиваются с каждой новой книгой и неподвластны, возможно, и самому автору... «Мы - просто кошмар, снящийся Богу. Но Бог - просто кошмар, снящийся нам». - Виктор Пелевин, «Любовь к трем цукербринам»

Книга возвращает нас к старым персонажам, с которыми мы успели познакомиться (если вы читали "империю V", разумеется). И, как я уже писал выше, для тех, кто впервые решил погрузиться в историю "баблоса", автор сделал небольшой справочник, рассказывающий о всех терминах, которые нужны для более точечного понимания сюжета произведения. В центре повествования вновь будет бывший студент и юноша Рома, который теперь является освоившимся в новых реалиях вампиром Рамой.

— Вы, русские, вообще смешные. Потому что все принимаете на свой счет. А на свой счет надо принимать только деньги, остальное — спам.

Рядом с ним будет находиться его "подружка" Гера, чья голова стала новой Иштар (да, все верно. Именно голова. Дело в том, что у Великой Мыши меняется голова. Которая становится новым аватаром местного "божества" вампиров. Как это работает не спрашивайте, а лучше прочитайте роман, и сделаете самостоятельно выводы обо всем этом). Хотя, если быть объективным до конца, то это скорее Рама будет рядом с ней, а не наоборот. Великая Иштар ограничена в перемещениях, и несмотря на свой статус и "власть" её сложно назвать счастливым созданием.

Впрочем, как и остальных участников странного карнавала. ИМХО, разумеется.

То, для чего нет слова, для 99,99 % людей не существует вообще.

Если ранее Рама только учился быть вампиром, и задавал много "неудобных" или "не этичных вопросов" (за некоторые, простите, можно было и в зубы получить), то теперь он более уверенный и матерый упырь. К тому же он является любовником головы Самой Иштар! Не спрашивайте как именно они занимаются сексом, потому что Пелевин решил эту сцену показать в начале романа. Не считаю себя ханжой, и не говорю, что это было омерзительно. Скорее я просто не понял в чем смысл метафоры.

То, что писатель хотел этим что-то подчеркнуть или выделить я понял. Но не понял только что именно : )

Каким образом удары пальцев машинистки становятся стихотворением, которое поражает нас в самое сердце? Они им не становятся! Мы принесли это сердце с собой, и все, из чего состоит стихотворение, уже было в нас, а не в пальцах машинистки. Машинистка просто указала на то место, где оно хранилось. И сколько ни изучай ее компьютер, принтер или соединяющие их провода, мы не найдем, где в этом возникло поразившее нас чудо.

Говоря об основном сюжете романа, я вынужден подвести все к тому, что ничто не вечно. Даже в царстве вампиров, которые весьма консервативны, несмотря на определенный прогресс в своих технических новациях. И потому неудивительно, что Раме приходится взваливать на свои плечи новую ответственность. Идя по карьерой лестнице вверх, ты невольно обрастаешь дополнительными обязанностями и задачами. Которые не всегда тебя радуют.

Все под контролем. Собаки лайкают, а караван идет.

Для обучения на должность "ныряльщика" (куда ныряют вампиры и зачем я оставлю вам, хд) Раму отправляют в замок Дракулы, где он познакомится с обворожительной вампиршей Софи, и ... Не могу сказать, что влюбится (для вампиров это не совсем уместное определение), но испытает определенную симпатию и привязанность. Да и он ей, судя по всему, тоже не совсем безразличен.

Чует сердце: скоро, скоро в России закончится время дураков - и начнется время других дураков.

А дальше все завернется в тугой узел, который несколько раз будет закручен вокруг самого себя, потом распущен и завязан снова. Иначе говоря - сюжет будет скакать, градус пафоса будет то возростать до запредельных величин, то падать в самую глубокую бездну, потому что в некоторых сценах не будет происходить практически ... ничего. Герои буду просто существовать в пространстве и времени, и этого будет достаточно.

Основной посыл?

У вампира есть девиз — в темноту, назад и вниз!

Все сосут у друг друга. Если совсем кратко. Люди лишь трава для вампиров, которые некогда были людьми, но стали носителями языка. Невозможно открыть ПРАВДУ базе, чтобы сосуществовать в мирном балансе, о котором когда-то мечтали некоторые вампиры радикалы. Невозможно и уйти от участи носителя "вампира". Даже после смерти их ждет не полное забвение или растворение в пустоте, а нечто другое.

Понимание происходящего вовсе не означает, что у него есть смысл.

Лишь единицы вампиров способы на протест всей СИСТЕМЕ для того, чтобы разорвать порочный круг бессмысленно бытия, и выйти за пределы видимости самого первого вампира. Который представлен здесь в достаточно интересном концепте. Не скажу, что такая идея прям НОВА, но мне нравится её реализация. В этот раз Виктор действительно попал пальцем в небо. Ой, простите, в Первого вампира, который смог меня даже немного заинтересовать.

— Креативный класс — это вообще кто? — Это которые качают в торрентах и срут в комментах, — ответил я. — А что еще они делают? — Еще апдейтят твиттер. — А живут на что? — Как все, — сказал Калдавашкин. — На нефтяную ренту. Что-то ведь дотекает.

Касаемо страстей вампиров и их жажды баблоса ничего сильно не меняется. Они также зависимы от него, как люди зависимы от боли и страданий, хорошо завернутых под слои удовольствия и комфорта. Мне вообще показалось, что в этой книге нет счастливых персонажей. Даже Иштар, которая смогла стать новой Великой Мышью не считает себя счастливой, и точно также вынуждена соблюдать правила и этикет вампиров.

Важно ведь не то, что случится на пике процесса. Все это промелькнет и исчезнет, оставив только пару пыльных роликов на ютубе. Важно только то, что останется, когда все успокоится и затихнет.

Не говорю, что ЛОР кровососов прописан плохо. Скорее наоборот - чувствуется, что Виктор вложился в эту часть произведения как следует. Просто даже метафоричные кровососы не вызывают у меня восхищения или умиления. Да, я читаю про них книги, смотрю фильмы. Некоторые персонажи даже действительно нравятся по целому ряду причин. Но именно к феномену вампиризма я равнодушен. Нет у меня зуда и желания попытаться показаться их в ином свете, выставить благородными защитниками ночи.

Очередные разумные монстры, и все. Могут быть интересны как персонажи, но хайпа вокруг них я не слишком сильно понимаю. Честно.

— Запомни, Калдавашкин, — сказал Энлиль Маратович, — дискурс должен быть максимально простым. Потому что люди вокруг все глупее. А вот гламур должен становиться все сложнее, потому что чем люди глупей, тем они делаются капризней и требовательней...

Что хотел сказать Пелевин своей работой? Думаю, что каждый читатель сделает свои собственны выводы. Если говорить о поверхностном анализе (чтобы не погрузиться в спойлеры), то перед нами высмеивание тех, кто рвется в элиту и звезды. И в тоже время высмеивание этой самой элиты, которая выставлена по отношению к вампирам как прислуга, а не хозяева мира. И чтобы никому не было "обидно", сами упыри тоже зависят от других факторов, про которые люди даже знать ничего не знают.

Тут получилась всеобщая карусель зависимых и сосущих баблос. Такой вот... каламбур.

Не скажу, что я получил удовольствие от прочтения очередного романа Пелевина, но и разочарование книга у меня не вызвало. Да, забавно и местами даже интересно, но... Текст разовый, желания перечитывать его не возникло. Поэтому только три балла из пяти.