Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

25 февраля 2024 г. 19:27

205

5

Обычно я не слишком-то люблю жанр сказки. Отчасти из-за того, что все они по природе своей моралистичны. Но более всего из-за изображения женщины и женской судьбы в них. Если вы когда-нибудь читали оригинальные версии всем известных сказок (особенно те, что не были отшлифованы годами цензуры и адаптации под детскую оптику), то знаете, что это это та еще феерия: насилие, изнасилования, каннибализм, массовые убийства, предательства, месть и многое другое из области шок-контента. Так что первоначально сказки было совсем не про "прекрасное, доброе, вечное". И даже адаптированные версии при пристальном анализе вызывают неприятные мурашки.

Пройти мимо сказки с названием "Неромантичная принцесса" я была не в силах. Элизабет Боуэн берет всем нам знакомый сказочный сюжет одаривания малютки-принцессы и делает из этого что-то совершенно нетривиальное. Итак, вместо стандартных красоты, обаяния, очарования феи-крестные преподносят юной Анжелике Здравый Смысл и Пунктуальность. Можно начинать утирать слезы уже здесь. Дары эти не приносят Анжелике счастья, да еще и оскорбленные феи-крестные вмешиваются вновь. Через тернии взросления, потерь и довольно суровых уроков Анжелика разбивает оковы чужих ожиданий и познает вкус свободы и независимости.

Вообще, весь сюжет, отдельные детали, сам тон повествования отдают изрядной долей сатиры. Браво, мадам Боуэн. Она буквально берет жанр со всеми его обязательными сказочными элементами (феи-крестные, третий сын, предназначение и судьба и т.п.), после чего бескомпромиссно ее деконструирует в сюжет обыденно-прозаический, насмехаясь над множеством стереотипов. И хотя финал все-таки укладывается в парадигму "найти суженного и жить долго и счастливо", не могу не отметить, что героиня борется за свое самовыражение и самоопределение, в конце концов осознавая, что именно ее душевные качества делают ее прекрасной, а вовсе не волшебные подарки. Красота оказывается наносным, внешним, а истинная сила скрывается внутри. В конце концов, вся сказка апеллирует к тезису о том, что за свое счастье женщина должна бороться сама, не полагаясь на других и не боясь преследовать собственные цели и желания.