Больше рецензий

25 февраля 2024 г. 18:12

133

5

В очередной раз была удивлена глубине личности автора. Ему удалось с привычного контекста произведения о викторианской эпохе вырулить в незабываемый роман. Мне очень пришлась по душе многослойность повествования, то, что автор не дает загрузнуть в самой истории, а словно комментатор - добавляет собственные размышления "на полях", анализируя поведение героев, рассуждая о причинах-следствии и других ключевых идеях. Даже постмодернистский намек на собственную божественность никак не помешал впечатлению.
Удивил поворот событий, при котором нарушается главная возможная "трагедия" того времени - когда влюбленные не могут быть вместе из-за социальной пропасти между ними, разных положений и "несудьбы". Здесь неожиданно открывается другой исход истории - когда мужчина нерушим в своих чувствах, а женщина - ведет собственную игру и, более того, - не стыдится этого.
Единственное, что мне в очередной раз не понравилось в приемах автора - так это открытый финал.
С одной стороны, у автора настолько ярко выраженная собственная линия во всех его произведениях, по которой он ведет читателя, принуждая в некотором смысле с собой соглашаться, - что данная множественность могла многих (ранее) скептиков подкупить.
С другой стороны - следует признать, что разветвление сюжетной линии привносило свежести роману, попадаясь внутри (словно автор применял этот прием, как в современном кино - когда с героем происходит что-то из рук вон выходящее - а потом он просыпается, и оказывается, что все это был сон). Однако сделать такой концовку... Серьезно?.. Лично я, как и в "Волхве", почувствовала себя немного одураченной что ли, словно всю ответственность свалили на меня, решив, что можно выехать и на этом.
И несмотря ни на что - достойнейший роман.

-Доверие к врачу составляет половину медицины. -А вторую половину? - со слабой улыбкой спросил Чарльз. -Доверие к пациенту.
Однако это расстояние, все эти пропасти, в те времена еще не переоцененные радио,телевидением, дешевым туризмом и всем прочим, имели свои преимущества. Люди, быть может, знали друг друга меньше, зато они чувствовали себя свободнее друг от друга и потому обладали более ярко выраженной индивидуальностью. Вселенная для них еще не возникала и не исчезала с поворотом выключателя или нажатием кнопки. Чужаки оставались чужими, но в этом таилось нечто волнующее и прекрасное. Возможно, человечество выиграло от того, что мы все больше и болше общаемся друг с другом. Но я еретик и думаю, что обособленность наших предков была подобна более широким просторам, в которых они обитали, и этому можно только позавидовать. Сейчас мир в буквальном смысле слова слишком крепко с нами связан.

ЭКРАНИЗАЦИЯ
Режиссёр: Карел Рейш, 1981 г.
r50-green.png
Безусловно, в сравнении книжного оригинала и экранизации - последняя почти всегда проигрывает. Этот случай - не исключение. Однако пожалуй, именно здесь кинокартину можно рассматривать как невероятно удачное дополнение к книге. В ней не встретишь глубины философии главных героев, временной пласт немного видоизменен, но эти приемы здорово помогли адаптировать кино под не читавшего оригинал зрителя. Для мимопроходцев экранизация - просто любовных роман с интересной развилкой концовок, для тех, кто уже читал книгу - приятная визуализация. Главные актеры Мерил Стрип и Джереми Айронс просто великолепны.

o-l.jpg
01:58