Больше рецензий

24 февраля 2024 г. 18:41

307

5

Книга про потерянных людей, про рано состарившихся детей, про учителей и учеников, про некоторых из нас, про каждого...

Пишу рецензию с тяжёлым сердцем. Только дочитал роман. Обдумываю всё, что произошло и просматриваю свои заметки. Я сам сейчас в дороге, электричка оповещает мерным стуком заснеженные поля о своих намерениях, сквозь деревья смотрю на восход и чувствую явную связь с главным героем, Виктором Сергеевичем Служкиным. Может потому, что он мой ровесник и мы с ним в том возрасте, когда уже что-то надо достигнуть, подводить какие-то итоги с оглядкой на отжитое.

Что же есть в этой книге? Начинается и большей частью идёт роман как фильм Быкова или Звягинцева - бытовуха, алкоголь, бедность, упадок, уныние, безнадёга. И как мне нравятся такие фильмы смотреть, также мне не нравится подобное читать. После первых 20 страниц дальше чтение думал не продолжать. В "Географе" постоянные жалования на судьбу, герои винят во всем обстоятельства и злой рок, смиряются с этими обстоятельствами. В минуты радости и печали все курят и пьют - что здесь может заинтересовать читателя?! Кто из живущих в средней полосе России не наблюдал в своем окружении подобных героев или такое поведение. Все главные герои постоянно меняются партнёрами, это даже не измена потому, что большинство знает, кто с кем проводит время и делает это скорее из-за скуки, чем ради вновь вспыхнувшей любви.

Меня отторгает слабохарактерность многих персонажей книги, особенно, конечно, главного героя. Но это не слабохарактерность в привычном виде, это его личный выбор - не пытаться, не стараться, не давить, плыть по течению, искать пьяного тумана, не изменяться. За время романа Служкин несколько раз повторяет, что все, кого он знал изменились, а он каким был, таким остался. Само по себе это, естественно, не достижение и не подвиг, но и где же здесь слабохарактерность, если это его самостоятельный путь - да, он снова сделал всё неправильно, и продолжает делать, и он это принимает.

Другие герои тоже постоянно принимают обстоятельства - жены принимают измены мужей, мужья рады обмануть жён. Кто-то из них верит, что всё изменится, никто не надеется по-настоящему, но хочет верить, хотя и особо не делает ничего для этого. У Виктора Сергеевича молодая семья - ему самому около 30, жене примерно столько же, дочь в детском садике. Дочь, Тата, зовёт Служкина папой, а маму, почему-то, Надей. Возможно, ребенок не видит настоящих заботливых родителей в рядом живущих взрослых. Какие они родители, если сами в своей жизни ещё не разобрались, куда им учить и воспитывать других. Поэтому и педагогическая карьера географа терпит крах. Лишь в походе с девятиклассниками, где Служкин сознательно отказывается кого бы то ни было учить, он на самом деле смог дать урок, и сумел обрести признание в глазах учеников.

На протяжении романа - тотальное, поголовное несчастье, здесь нет ни одного счастливого героя. Зачем вообще я это читал, отсутствия героев и счастья мне и в своей жизни хватает. Так вот роман Алексея Иванова про нашу жизнь, про таких людей со всеми их проблемами, ошибками - мы все такие люди время от времени и от случая к случаю.

Больше всего в романе угнетает отсутствие надежды. На последней странице сердце дрожит от "пустыни одиночества", в которую сам себя завёл главный герой, а мы зашли за ним. И он не видит изменений, не надеется, не ждёт, даже не мечтает. Жизнь ли это? Да, и такая жизнь бывает. Как сам признаётся Служкин, это жизнь некоего современного святого, что пытается не быть ни для кого залогом счастья и не делать залогом своего счастья других.

Со всем до омерзительного печальным в книге может контрастировать третья часть романа, в которой повествование ведётся от лица самого героя. Бытовуха уступает место холодной тайге, древним рекам и трудностям выживания. И здесь описание главного персонажа обретает свой финал - это некий современный философ, такой же потерянный, как всё его окружение, но ещё пытающийся сохранить признаки совести и глубоко духовной человечности.

Книга прочитана в рамках акции "Читаем Россию"