Больше рецензий

24 февраля 2024 г. 11:20

310

5 Шинель - смерть, проводник, ключ от врат Аида…

В поп-драматургии есть такое понятие как «макгаффин» - предмет книги, фильма или спектакля, вокруг которого вращается сюжет.

Примерами макгаффинов могут служить единое кольцо из Властелина колец, чемоданчик с светящимся содержимым из Криминального чтива, сверхмощный процессор из «Пи» и, собственно, шинель Гоголя.

Каждый макгаффин обладает двоичной смысловой коркой - непосредственный предмет, кольцо, чемодан, процессор, и то, что он, этот предмет, символизирует, власть, богатство, прорицание. Это, собственно, нас отсылает к греческим эпосам, скандинавским песням и другим мифам, где герои боролись за волшебные артефакты. Шинель - тоже такой артефакт. Но что он символизирует помимо элемента одежды?

Обычная интерпретация гоголевской Шинели приведет нас к тому же чемоданчику из Криминального чтива или кольцу из «Властелин колец», т.е. Шинель - якобы символ власти и богатства, которыми был отравлен Акакий Акакиевич Башмакович. Я с этой трактовкой не согласен и считаю, что Шинель символизирует проводника в мир мертвых, Харона или самого Дьявола, в Булгаковском, нежели чем в библейском смысле.

Акакий ведет свою странную жизнь, жизнь внутри букв и символов, ограждённую от внешнего праздного материального мира - это образ «маленького человека», но мне Башмакович напоминает еще и Мастера из «Мастер и Маргарита», что отсылает нас к тому, что первому будет лучше в аду и вечном одиночестве как Мастера, почему за ним и спустился «Дьявол» и спустил его в конце повести по Стиксу. Вечер в честь новой Шинели Акакия, таким образом, превращается в поминки, а уход гг из дома - уход души из тела. Тут можно вспомнить Летова, Окуджаву, Чайф, песню Анонимуса - все они примерно с одним текстом и об одном, и все отсылают к гоголевской Шинели - военный идет «домой», т.е. в свой собственный дом - смерть, Вальгаллу, мир воинствующих духов.

Продолжая эту аналогию можно разложить оставшихся действующих лиц в этом предположении.

Петрович, шивший Шинель, т.е. смерть, путь в Ад, встречу с дьяволом, это норна или мойра, плетущая судьбу и одновременно дракон Фафнир, грызущий корни Иггдрасиля, где «корни», живительный материал - это водка. Жена Петровича очевидно являет внутренний голос Акакия.

Коллеги гг - жители рая, чуждого Башмаковичу, рая чиновничества, светских раутов и вечеринок, приземленных целей и интересов, хотя и сам Башмакович был в него встроен и даже рад своему положению. Тут Башмакович - Будда, но он не медитировал под деревом сорок дней, а сорок дней шил Шинель, т.е. результат один - пробуждение в лучшем, для этих героев, из миров.Вообще-то повесть очень восточно-левая, я бы сказал почти буддистско-антибуржуазная.

Весь Питер - это покрывало майи, симуляция как в Матрице Вачовски, тогда Зеон - это смерть, а Шинель - таблетка, что то же, что и Дьявол по существу.

Таким образом, «Шинель» - трансгрессивная психоделическая повесть о преображении мятежного духа и спуске его в Преисподнюю под действием волшебного артефакта.

Вроде всё сказал.

Комментарии


Очень хорошо. Мне понравилась параллель между АА и булаковским Мастером. В этом что-то есть. Но смею заметить, что до мира мертвых АА в повести так и не добрался. Он после смерти занят мщением и раздеванием крупных начальников.


Мостик между АА и Мастером у меня простой - оба погружены в символы, оба "отрицают" внешний мир, оба сущности Ада. Тут уже надо было бы поподробнее объяснить. Хорошо, объясню.

Что такое Ад? Основной критерий предмету быть Адом - вечность. Всё, что в вечности - Ад. И АА, и Мастер живут так будто времени нет, будто они уже в Аду. Это кстати распространённая позиция христианских верующих. Свой личный Ад, это необязательно плохое место, некоторым там может быть очень органично и легко, каждый создаёт сам, делая неправильные выборы, исходя из свободы воли, которую им даровал Бог. Тут договорились.

Во-вторых, а что такое "Акакий" вообще? Акакиос, по-гречески, "не делающий зла". "А" - приставка отрицания, "кака" - зло. Вспомните, как мама говорила: "Не бери каку!", - она была права. А куда попадают по Данте не злые, но и не добрые, а АА очевидно не был в привычном смысле добрым, он был безразличным, люди. В Лимб, первый этаж Ада. А какого рода сущности обитают в Лимбе - неупокоенные души, т.е. призраки.

Получается Шинель АА как раз и привела в Ад, на тот же этаж, что и Мастера. Возможно они даже встретились, и я бы почитал как это было. Осталось найти нового Гоголя.


Кстати, хотел бы ещё к рецензии кое-что добавить.

Сравнение Питера с "Матрицей" тоже неспроста. Вспомните конец Невского проспекта - там Гоголь предупреждает, что Санкт-Петербурга и его жителей не существует, т.е. это иллюзия. Возможно, эта локация вообще сама по себе и есть поле Дьявола, он ведь любитель всякого рода фокусов и обманов. Кто знает. Одним словом, Питер - пересечение каких-то мистических миров, а два разных мистических мира, как все мы знаем из курса математики начальных классов, пересекаются в одной точки - это точка Петербург.


Бедный Гоголь и его Башмачкин, чего ему тут наворотили...