Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 февраля 2024 г. 15:02

219

4 Война Богов- игра престолов

Перед чтением этой книги я специально прочитала две биографии короля Альфреда. Одна начала двадцатого века- хвалебная и панегирическая, вторая- современная и более сбалансированная. Но в обоих случаях Альфред считался великим королём. Основными источниками были хроники и летописи, написанные соотечественниками Альфреда. В этой же книге мы видим все с противоположной, датской стороны. Правда рассказчик, пусть еще и мальчик, но англичанин и хоть он, как положено мальчишке, приходит в восторг от того, что ему позволено держать оружие и участвовать в набегах и захватах, всегда кончающихся убийством и разорением, он чувствует душевное неудобство, беспокойство и смущение, которое он пытается скрыть от самого себя и старается убедить себя, что это уже не его народ и не его земля. И он поможет кровавым завоевателям покорить эту страну, потому что они сильнее. А где сила, там и право. Видя и даже чувствуя себя частью всей этой мощи, он заворожен и очарован этой звероподобной и разрушительной громадой, возникающей из глубин моря как могучий Посейдон или как звали его викинги - Ньорд. С первых мгновений своей жизни у северян-язычников наш герой восхищался этими суровыми людьми, упивающимися битвой и опасностью, бросающимися в бой, словно в любовные объятия. Их главным богатством и залогом успеха были их суда и они любили свои корабли как любят женщин, страстно и беззаветно.
Насилие всегда рождает насилие и стонущие под пятой кровожадных захватчиков местные жители, возглавляемые монахами начали партизанскую войну против датчан. Эти народные и неорганизованные вылазки были как комариные укусы для орды мародеров-убийц, а монахи в основном молились, убеждая многострадальный народ, что нашествие данов послано ему в наказание за грехи, обещая непременную защиту христианского бога, покой и благоденствие, но уже в следующей жизни, призывая молиться с еще большим рвением, а не воевать с врагом, что очень удивляло и забавляло викингов. Вообще в те недаром прозванные темными времена, религия была сродни мрачному суеверию, владевшему умами всех и каждого. А поскольку население королевств было практически полностью безграмотно и примитивно, то и монахи и священники стремились, и с большим успехом , держать народ в страхе и подчинении, вынуждая его делать богатые пожертвования и дары.
Эта часть серии описывает победоносное продвижение кровожадных данов по территории Британских островов, практически не встречая никакого сопротивления. Само собой разумеется, что весь этот победный марш сопровождается кровавыми сценами насилия, в общем не для слабонервных.
Проблема была и в том, что королевства были слабыми и раздробленными, лишенными единой власти, командования и цели. Каждый был сам за себя, считая для себя обидой и унижением прислушаться к чужому мнению. Автор начинает свой рассказ с падения королевства Нортумбрия, родины главного героя, именно потому, что правители и их противники, оспаривающие их власть, отказывались даже разговаривать друг с другом, общаясь через посыльных, не говоря уже о том, чтобы договориться и выработать общий план борьбы. Датчане знали и очень эффективно использовали эти противостояния и распри и большие военные флотилии, несшие на своих бортах закаленных в боях и хорошо вооруженных и жаждущих крови и богатств воинов, приходили именно в те места, где царили вражда, междоусобица, беспорядок и было заведомо неспокойно. «Они находили зияющую рану и облепляли ее, словно мясные мухи». Такой раной была Нортумбрия. В конце концов враждующие правители, каждый стоявший на своем и не готовый идти на встречу другому, отдали себя в руки вездесущего священника, тот бросил кости и это решило исход всего сражения, закончившегося катастрофой. Везде был разлад, раздор и запустение. На протяжении всей человеческой истории мы видим доказательства известного изречения, что один в поле не воин. Но люди потратили века и несчетное количество жертв, чтобы понять это.
Почти все, что происходило в те далекие времена, покрыто мраком и окутано мифами и легендами. Поэтому автор вполне может интерпретировать скудные осколки информации, вплетая их в созданные им мир и реальность. Так доподлинно неизвестны обстоятельства смерти короля Восточной Англии Эдгарда и автор по крупицам собрал образ слабого и неуспешного короля, не пожелавшего сражаться с врагом, уступившего ему во всём, потому что его главная цель была не уберечь и защитить свою землю и свой народ, а крестить варваров- язычников, так как свято верил, что лишь миссионерство защитит его королевство от всех бед, неважно каких. А бед было немало. И самая страшная была викинги, пираты-мародеры, захватчики, как саранча или стая голодных волков налетавших на истерзанную землю Британских островов.
Уэссекс, последнее все еще не покорившееся грозным и пока что непобедимым датчанам королевство, похоронило одного за другим всех своих королей и решением старейшин был коронован молодой Альфред. Повеса и распутник, преследуемый недугами и слабым здоровьем, он становится через покаяние благочестивым и богобоязненным, окружив себя толпой священников и монахов, ставшими практически единственными его советниками, и почти сам превратившись в короля-монаха. Но может быть Альфред действительно был великим королем и благословение Господне лежало на нем? Продолжая молиться и уповать на милость Божью, он все же и сам не плошал, разрабатывая стратегию предстоящего сражения, а не бросаясь в бой сломя голову без какого-либо плана, ведомый лишь звериными инстинктами убивать и жаждой крови. Он сражался за свою землю и свободу. И это было все, что он имел. Король Альфред представлен автором хитрым и коварным манипулятором,но он обязан был мыслить более широко, не в масштабе отдельных людей, он был ответственен за некое безликое целое - народ, не делящийся на составляющие, но внутри затаившийся и пугающий как дикий зверь или приближающаяся буря, являющий собой одновременно силу и мощь, обузу и слабость, веру и надежду, мятеж и опасность.
А пока охваченные фатальным страхом люди отдают себя на волю судьбы, решающую за них, направляющую их и указывающую им дорогу, на обочине которой неизменно сидят три старые пряхи, старательно и безостановочно прядущих полотно их жизни. Наш герой, выросший и воспитанный на суевериях и страхах, веря в силу судьбы, не готов слепо подчиняться ей и призывающим к смирению и покорности проповедям монахов и засилию священников. Он ищет свою дорогу и свою судьбу. Но выбирать свой путь и вершить свою судьбу он хочет сам.
Автор прекрасный рассказчик и подобно древне-римским богиням судьбы паркам, очень искусно ткет красочное и многоцветное полотно жизни своего героя.