Больше рецензий

nest_olga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 февраля 2024 г. 21:39

131

4.5 "...он размышлял о сладости романтики и приходил к мысли, что искать ее следует в любви, прошедшей испытания временем, а не в мимолетных увлечениях."

Я не очень люблю, а скорее не очень понимаю, французскую литературу 20 века. И этот роман оказался не исключением. Безусловно, он красив, тонок, изящен, как и всё, произведенное в этой стране, но безумно скучен (лично для меня).

Немолодой, далеко за 50, писатель, Гийом Фонтен, устав от деятельной жены, заставляющей его сочинять, и по его мнению, переставшей дарить ему нежность, увлекается сначала молодой художницей, а потом в поездке по Латинской Америке влюбляется в молодую актрису, очень живую, красивую и необыкновенно обаятельную. Вполне тривиальная ситуация. Роман с ней дарит ему вдохновение и вторую молодость. Но по возвращению домой, в Париж, он продолжает с ней переписку, и через эти письма, а также размышления над ними, он приходит к достаточно неожиданному выводу. Хотя возможно я не права, и концовка очень даже логичная. И очень хочется верить, что герои, пересмотрев свои взгляды друг на друга, будут снова счастливы. И всё же, сомнения остаются: Фонтен - писатель, а писателю необходимо вдохновение, новые впечатления, новая муза, иначе он перестанет писать. А кто или что это может дать - только новая любовь! И я считаю, что писателю необходимо влюбляться.

Андре Моруа создал интересные живые образы героев, очень тонко передал глубину их характеров, мотивацию их поступков, их чувства и потребности. Женский ум тут в разы превосходит мужской. Было интересно наблюдать, как Полина - жена писателя - выходит из сложившихся ситуаций. Сильная и умная женщина.

В книге достаточно много интересных философских мыслей. Но роман написан в середине 20 века, и за 70 лет что-то из этого уже стало тривиальным:

когда нужно оправдать дурной поступок, уверяю тебя, аргументы всегда найдутся

или

Чаще всего наблюдается женское соперничество , если речь идет об обладании одним мужчиной, но стоит женщинам договориться, хотя бы на время, что этот мужчина может принадлежать им обеим, то все, это уже гарем, и женщины пытаются забыть свое зависимое положение, говоря гадости про своего султана…

и еще одна:

Любить? – переспросила она. – Какое неопределенное слово! Оно означает все, что угодно: животную страсть, нежность, болезнь…

А вот в последнем разговоре Полины и Долорес (молодой любовницы писателя) можно увидеть целый набор правил для удержания любимого мужчины:

Умные, рассудочные женщины зачастую проигрывают в любовных играх. Мужчины устают от слишком умных женщин. Они с ними разговаривают, но… Когда мимо проходит красивая, чувственная девушка, они идут за ней… Да-да, Полина… Eh hombre, en las mujeres, busca un poco de fiesta… Мужчины ищут в женщинах немного праздника… como se dice?.. радости…
Мужчинам нравится такая опрометчивость. Они привязываются к женщине, которая способна на дерзкие поступки.
Он человек творческий. В женщине, своей жене, он ищет тепло души…Все творческие люди эгоисты. Они и должны такими быть, чтобы защитить свое творчество. Если мы хотим их сохранить, мы должны быть скромными, должны уступить им все пространство.
Они никогда не говорят, но сердятся и начинают искать на стороне свою порцию счастья… Мы сами должны это почувствовать, а еще бороться.

Пока писала рецензию, оценку подняла на целых полтора балла: размышления натолкнули меня на мысль, что роман не так прост, как показался на первый взгляд, он с каким-то глубоким смыслом, постичь который не сразу удается. Возможно, этот роман совсем не для молодых читателей, а как раз для тех, чей возраст совпадает с возрастом героев, этой семейной пары, прошедшей через испытания их чувств, и понявших что-то более важное.