Больше рецензий

21 февраля 2024 г. 08:33

136

2 "Морской бой" в теремах

Люблю жанр альтернативной истории, хотя считаю его очень сложным: надо не просто хорошо знать историческией контекст, но и деликатно относиться ко вживанию в него, искать реальные точки бифуркации, а не нагибать мир под хотелки очередного попаданца-прогрессора с комплексом Сью. Поэтому и достойных книг в этом жанре практически нет. Эта не исключение. Разворотистая пэтэушница, считающая себя бизнес-вумен, будет, по ее же выражению, "топтать всех бабочек" — такова завязка в двух словах. Зачем? Да она сама этого до конца не знает. Тетка с трудом представляет себе время попадания даже на уровне "кто правил" и "какой тут век", зато превосходно владеет искусством интриги и мастерством эмоционального шантажа, чему немало способствует факт вселения в трехлетнюю девочку. Никто не ждет чего-либо серьезного от малолетки, ну, она и развлекается. В принципе, если бы дело происходило где-нибудь Far Far Away или в Далекой-Далекой Галактике, вопросов бы не было. Здесь же персонажи исторического прошлого в лучшем случае дураки, благосклонные к героине (царь, царевич, царевна-тетка), в худшем — дураки, условно опасные для нее же. Первыми Софья манипулирует, причем довольно грубо и цинично, от вторых будет избавляться, отыгрывая всю ту же бизнес-вумен, акулу капитализма. Никакими средствами не гнушается: настоятелю монастыря, например, с неподражаемым цинизмом перескажет явление Пресвятой Богородицы (благо, трехлетний ребенок, и можно насюсюкать религиозному дядьке что угодно), обеспечив себе самую крутую "крышу", в привычных тетке понятиях. С Аввакумом играть будет жестче: кусок мыла в рот и пророчество в припадке падучей. Шельмовать так шельмовать! Тот факт, что в реальных исторических условиях припадок в храме могут счесть признаком одержимости, ни до автора, ни до героини не доходит. Ну, и как следствие, не доходит ни до кого: законы картонного мирка. Книга пестрит мелкими и бесполезными сносками, видимо, призванными подчеркнуть, что автор в теме, но воссоздать хоть что-то похожее на колорит эпохи она не может, да и вообще смутно понимает, о чем пишет. Диалог царевича с Аввакумом стал последней сценой, на которой я закрыла книгу. Мелкая интриганка на пару с "братцем" разруливают Раскол на Руси, если кто не понял. Ну как "вместе"... Героиня очень не любит делиться славой, это ее мир, ее игровое поле, и она постоянно напоминает читателям, чтоб не забывали, кто тут всех умнее, кто стоит за всеми решениями. А походу оттюнингованный сестрицей царевич на голубом глазу ставит известного клирика и мемуариста в совершенный тупик вопросом, какие богослужебные и вероучительные книги считать каноническими, по каким учить народ, если отказаться от никонианских. Серьезно? Вот только что об этом говорили, а выходит, что факт существования обширной богослужебной литературы, сложившейся обрядовой культуры на дониконианской Руси и попытки отозвать все Никоновы правки — секрет не только для нашей биснес-вумен да ее зомбированного "братца", но и для самого протопопа?! Как-то меня упорола эта картонная "русь" в качестве обертки для очередной неумной и, главное, очень недоброй попаданки. Дальше просто страшно читать, ведь на фоне экуменического бреда в духе современных веяний на заднем плане идет полномасштабное формирование будущей личной гвардии Софьи и Алексея. Отговаривать от чтения не стану - дело вкуса. Если читатель знает историю своей страны на уровне автора и героини, любит стервозных персонажек, нетребователен к качеству юмора и отнесется ко всему просто как к незамысловатому квесту в псевдоисторических декорациях, то, может, и зайдет.