Больше рецензий

18 февраля 2024 г. 23:50

332

3

Меня воспитывала бабушка. Типичная советская учительница, которая родилась в 47 году. Слово «коммунист» было синонимом слову «герой». Она рассказывала мне про Ленина. Максимально положительный герой, который свершил революцию. И если бы не революция то, возможно, мы бы до сих пор были бедными крестьянами. И ходили в лаптях. Дома было много советских книг. Я обожала играть с книгами в детстве. На уроках музыки в школе мы пели советские песни и гимны. Учились по советским учебникам. Еще в детстве я смотрела с родителями советские фильмы, например, «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Девушка без адреса». Эти фильмы в том числе меня формировали. Там было много про труд, принципы, дружбу и т.д.
И тем не менее, в свои 30 лет в этой книге я вижу максимальную советскую пропаганду. В начале мне хотелось провести аналогию с «Тихим доном», который произвел на меня колоссальное впечатление как роман. То же время, те же события, опять на Украине.. но нет. «Тихий Дон» - это потрясающий роман, в котором удалось запечатлеть события того времени, судьбы людей, любовь, принципы абсолютно гармонично. Здесь не так…

Эта книга как советская библия. Хоть книга о судьбе одного человека, но автор все же пытается описать судьбу всего народа, революции, становления нового государства. В этой книге так много идеологических приемов. Мир дуальный в этой книге. Есть советское и есть не советское – значит не правильное. Даже главная любовная линия прерывается, потому что девушка не соответствует принципам советского человека. После небольшого перерыва, испытаний героя, два человека резко меняются, у них больше нет общих интересов. Хотя они были и их тянуло к друг другу. Павлу не понравилось, не то как Тоня была одета, а «Индивидуализм девушки оказался невыносим для Павки». Хотя мы знаем что происходило с Павлом, но всё равно не понятно почему он так сильно изменился, и почему девушка оказалась такой «пустой». Мне кажется а автору не удалось глубже описать эти отношения что в начале, что потом, поэтому лично у меня этот разрыв вызвал такой диссонанс. В любовных отношениях на любого человека выплескивается огромный спектр чувств, но у Павла на первом месте политика партии, ее продвижение, что не нормально для обычного человека. После революции мир поделился на хороших и плохих, советских людей и не советских. Но в жизни все сложнее. И насколько принципиален Павел, и хоть у него тяжелая судьба, в целом не очень понятно, почему он стал таким. Не было мыслей героя в книге, описаний, которые бы привели его в это состояние. Он словно «робот» или «фанатик». Он хороший человек, он трудолюбивый, он хороший товарищ, но он настолько правильный относительно политики партии, что все остальные его черты блекнут, и это выглядит противоестественно.

Но можно посмотреть на эту книгу как на «инструкция для советских граждан», каким надо быть и каким быть не надо.
Для своего времени этот роман тяжело назвать плохим, возможно он даже легендарный. Я в те времена не жила и не могу точно сказать как было. Знаю, что в каждом доме была эта книга. Но сколько книг такой тематики было в советское время. На них вырастали поколения, и думающие люди все равно могли отличить даже тогда что нормально, а что нет. Но эта книга имеет место быть. Она оставила след в истории. Это время нельзя обесценивать, и эту литературу тоже не стоит обесценивать.

Кстати, я не вижу в советской идеологии или в «советской машине» ничего плохого, как в модели государства или как в модели социального общества. У этого много преимуществ, это всё имеет смысл. Как минимум, общество может развиваться разными путями, и в Советском Союзе оно точно развивалось. Преобладание тоталитарных устоев обществе не уменьшает уровня культуры, нравственности, морали. Во всяком случае, в сравнении с другими режимами правления.

А что касается книг и фильмов советского периода, то я считаю, что это особый жанр, у которого особое место в нашей стране, в нашей истории. И это остается искусством, потому что функции искусства в данном случае выполняются. Хоть это искусство используется государством для воспитания, управления умами граждан, при этом поднимается уровень нравственности в обществе, люди трудятся дня общего блага, развиваются.