Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

18 февраля 2024 г. 23:14

270

5 История столетней давности

Книга, которая безусловно войдет в мой личный читательский топ года. Книга, на некоторыми страницами которой можно смеяться в голос, но над финалом которой можно только искренне рыдать. Книга - гимн пацифизма.

Почему-то где-то в подсознании у меня тлело убеждение, что Олдингтон - занудный английский классик, обличавший пороки капиталистического общества и живописавший ужасы Первой мировой войны. И в принципе все это правда, кроме занудства. Роман “Смерть героя” читается удивительно легко и увлекательно, несмотря на тяжелые темы. Перерывы между подходами к чтению у меня случались исключительно из-за того, что мне нужно было переварить прочитанное. А переваривать было что, но сначала немного о сюжете и композиции произведения.

Как легко догадаться по названию, главный герой умрет, и сделает он в самом начале книги, буквально на первой странице. Все остальное - ретроспектива его жизни, анализ происхождения, анализ самого предвоенного общества, в котором рос и развивался Джордж Уинтерборн, тот самый герой, которому суждено так рано умереть. Первая часть посвящена истории его семьи, начиная с бабушек и дедушек. Крайне неприятные товарищи, эти Уинтерборны. Деньги, мещанский уют и абсолютное подавление хоть какого-то творческого начала в себе и во всех окружающих. Просто удивительно, что в таком гадюшнике родился и сформировался столь тонко чувствующий человек, как Джордж. Именно в этой части Олдингтон дает волю своему сарказму, своей горькой иронии. Перед нами настоящая сатира, едкая, острая, безжалостная. Но именно здесь читателю выпадет шанс посмеяться, потому что невзирая на убогость и отвратность семейства Уинтерборнов и иже с ними, не смеяться невозможно.

Вторая часть - лирическая. Наш Джордж вырос, выучился, стал самостоятельным (здесь хочется крикнуть “браво!”) и влюбился. Сразу в двух женщин. Не подумайте, что я спойлерю, вовсе нет. С основными вехами жизни своего героя автор познакомит нас еще в прологе, дальше же просто будет добавлять подробностей. И на улицах Лондона, полных смога, автомобильных выхлопов и бомжей, есть место и романтике. Олдингтон постепенно смягчает градус сарказма, предпочитая ему уже иронию помягче. На смену денежно-ориентированным Уинтерборнам приходят очаровательные Элизабет и Фанни. В них по-прежнему нет глубины, но они уже говорят об искусстве, политике и хотят любви и свободы. Конечно, если копнуть, там все те же мещанские установки и запреты, но они хотя бы пытаются. И если к своим предкам Джордж испытывает естественное отвращение, то здесь он на какое-то время оказывается обманутым. Ему кажется, что его женщины являются носительницами каких-то правильных ценностей, например, не побоюсь этого слова, толерантности. Но на деле от той толерантности один пшик.

Третья часть резко отличается. Она - военная. Здесь нет места смеху, пусть даже язвительному. Здесь нет места боевой романтике. Здесь нет места героизму и выспренным лозунгам. Здесь только грязь, боль, ужас и смерть. Олдингтон сам принимал участие в сражениях Первой мировой в качестве рядового, поэтому он хорошо знал, о чем писал. Его война - это мерзость, преступление против человечества и жизни как таковой. Не зря роман “Смерть героя” часто сравнивают с другим знаменитым антивоенным произведением - “На Западном фронте без перемен”. Интересно, что романы были опубликованы в один год, а у Олдингтона фраза про Западный фронт несколько раз повторяется. И хотя поклонницей Ремарка я не являюсь, но эту книгу точно перечитаю.

Любопытной пасхалкой для меня стали отсылки к творчеству Д.Г. Лоуренса, которого Олдингтон считал одним из величайших английских писателей и судьбе которого сочувствовал.

Я уже сказала, что эта книга уже стала для меня одной из лучших в этом году, и не важно, что год только начался, и впереди меня, уверена, ждет немало приятных сюрпризов. Но Ричард Олдингтон и его творчество стали для меня открытием этого. Этого автора я точно продолжу читать.

Комментарии


Заманчивое)